ПОЛИТ |
Prosvet |
Чья
хата с краю?
("Призыв",
13 июня 2000 г.)
В последнее время со всех сторон
слышатся мнения и комментарии, касающиеся
предложений Президента в сфере
федеративного устройства России. К
сожалению, среди этого хора
не слышно голосов региональных
политических лидеров и партий. Видимо, ждут,
чем закончится эта история, хотя гражданам
нужна их позиция именно сейчас, на стадии
принятия решения, а не потом. Вообще, это
характерная черта областных политиков и
политических организаций
- не реагировать на актуальные проблемы
политической жизни, делать вид, что их это
не касается. Принимается областная
программа развития на несколько лет вперед
- нет реакции, меняется государственное
устройство России - то же самое. Вот в чем бы
себя проявить, разъяснить населению плюсы и
минусы преобразований, а не заниматься
поиском компромата друг на друга. Что ж, по
всей видимости, нет у нас в области
настоящих политических партий, а есть лишь
группы давления, лоббирования своих
интересов, продвижения своих
людей во власть. Депутаты Государственной
Думы от Владимирской области, первыми
ознакомившиеся с президентскими
законопроектами, не считают необходимым
высказать свое мнение, все чего-то ждут.
Зачем нам такие депутаты? Для чего их
выбирали? По-моему, они должны еженедельно
информировать избирателей о
законотворческой работе Думы, а не
заниматься лоббированием интересов
отдельных предприятий и социальных групп.
Да, депутаты Паутов, Калягин, Чуркин могут
помогать решать насущные проблемы
отдельных людей и коллективов, но выбирали
их в Думу не для этого, пора это осознать.
Всем они помочь все равно не смогут, не
успеют. Государственная Дума - не
благотворительная организация, если,
конечно ставить перед собой
государственные задачи, а не цели
повторного избрания.
Все же отрадно, что главный политик -
губернатор области выступил со своим
мнением по этому вопросу ("Владимирские
Ведомости", 31 мая). Однако, то ли площади
областной газеты, то ли другие причины не
позволили ему дать полный анализ
законопроектов Президента. Хорошо, что и
газета "ПРИЗЫВ" опубликовала
эмоциональный отклик на реформу
государственного устройства,
подготовленный силами молодежной редакции
(наверное, поэтому и опубликованный в день
защиты детей).
Однако, полагаю, было бы неправильно
одобрять или не одобрять инициативы В.В.
Путина, ознакомившись с
ними только на слух, в пересказе, пусть даже
и в пересказе самого главы государства. К
счастью, "Независимая газета" (20 мая 2000
г.) оперативно предоставила возможность
своим читателям ознакомится с проектами
документов. В связи
с эти, хотелось бы высказать свои
размышления и опасения, касающиеся данной
реформы.
Первое, что необходимо отметить - реформа
федеративного устройства России уже
началась. Началась она
не с внесения президентских проектов в
Госдуму , а с указа Президента №849 от 13 мая
2000 г. о полномочных представителях в
федеральном округе. Данный указ формально не
посягает на федеративное устройство страны,
однако он создает новые центры власти в
России, которые, обладая мощными ресурсами,
будут намного сильнее региональных властей.
Удивляет позиция
большинства губернаторов, которые спокойно
восприняли образование федеральных
округов. Вполне очевидно, что теперь
развитие ситуации будет идти по пути "перекачивания"
всех важнейших полномочий от глав
субъектов Федерации к полномочным
представителям Президента. Концентрация
всех федеральных органов в новых центрах
округов экономически обуславливает
ослабление роли губернаторов, готовит
почву для политического упразднения
нынешних областей и республик как
субъектов Федерации. На это же направлено и
решение Генерального прокурора РФ о
создании окружных прокуратур, по всей
видимости, на очереди создание окружных
силовых органов, экономических, финансовых,
контрольных и так далее. То есть,
полномочный представитель Президента в
округе, обеспечивающий по Указу "координацию
деятельности федеральных органов
исполнительной власти"
в округе становится реальным субъектом власти. После того, как
это произойдет, институт глав
администраций может оказаться рудиментом,
от которого полезнее будет избавиться.
Причем это будет объективная полезность,
осознаваемая всеми слоями общества. Таким
образом, для областей и республик
вырисовываются явная перспектива
перестать существовать
как субъекты Федерации. На вопрос "плохо
это или хорошо" сейчас однозначно
ответить очень сложно, но когда во всю
развернутся федеральные округа - другого
выхода просто не будет. Что в этой ситуации
думают региональные политические партии?
Нет ответа. Хотя это касается каждого
жителя области, являющегося патриотом
своей малой родины.
К сожалению, мы не знаем по какому плану
дальше будет развиваться реформа
федеративного устройства России, остается
только надеяться, что такой план у
Президента есть (здесь я согласен с Н.В.Виноградовым,
что "реформе государственной власти
должно предшествовать принятие закона о
системе органов власти в РФ", причем.
Добавлю, с обязательным ознакомлением
общественности с этим проектом).
Возможно это политическая тактика
главы государства, ставящего общество
перед фактом и не оставляющего времени
оппонентам для критики. Однако, полагаю,
гражданам России и жителям области
государство обязано объяснить какие будут
предприняты дальнейшие шаги, что ждет
субъекты Федерации и местное
самоуправление.
Опасения за судьбу области
и органов местного самоуправления
основаны и на внесенных в Думу
законопроектах. Несмотря на то, что
основные политические силы в Думе уже
заявили о своей поддержке этих проектов (они
уже приняты в первом чтении), некоторые
нормы документов вызывают вопросы.
Представляется, что предлагаемый
способ формирования Совета Федерации не
намного отличается от ныне существующего.
Главная цель такого способа - убрать
губернаторов из Совета Федерации, а нужно
это для того, чтобы лишить губернаторов
депутатской неприкосновенности. Я бы не
хотел сейчас рассуждать о том, нужна ли
губернаторам неприкосновенность или нет,
по моему, это не самый главный вопрос, он
гораздо важнее для самих губернаторов, чем
для граждан. Для общества
важнее способ формирования
представительства субъекта Федерации.
Президент, как известно,
предложил формировать Совет Федерации
путем избрания кандидатов
представительным органов субъекта
Федерации. Полагаю, что в данном случае
просто необходимы всенародные выборы,
поскольку "сенаторы" должны
представлять субъект, нести
ответственность перед жителями области, а
не перед избравшим их Законодательным
Собранием.
Я могу понять губернатора
Виноградова, когда он заявляет, что главы
представительной и исполнительной властей
сдерживали "популизм" депутатов Думы.
Скорее всего это действительно так, хотя
совмещение двух главных постов региона с
членством в Совете Федерации явно
противоречит конституционному положению о
разделении законодательной,
исполнительной и судебной властей. С другой
стороны, не могу поверить, что губернатор не
понимает места и роли Совета Федерации, как
верхней палаты парламента федеративного
государства. Хотя
только так можно истолковать оценку
губернатором нового способа формирования
Совета Федерации: "речь идет о создании
второй Думы". Конечно, вторая Дума нам не
нужна. Нам нужна верхняя палата,
сформированная из всенародно избранных
представителей от каждого субъекта
Федерации. Именно Совет Федерации, в
отличие от Думы, должен
открыто лоббировать совершенно понятные
идеи: развитие регионов России.
В этой связи нельзя
полностью согласиться с мнением Е.Ильюшкина
(наверное, одного из немногих областных
политиков, все-таки высказавшегося по этому
вопросу) о том, что президент держит в уме
ликвидацию Совета Федерации как института
власти ("Владимирские Ведомости", 31 мая
2000г.). Скорее наоборот, сделан первый шаг к
созданию настоящей верхней палаты.
Необходимо только, как можно быстрее
сделать второй шаг, когда
члены Совета Федерации будут
избираться населением.
Полагаю, что избрание от
области независимых от региональных
властей "сенаторов", может значительно
изменить существующую политическую
ситуацию. Нетрудно представить, что именно
из таких "сенаторов", имеющих опыт
отстаивания интересов региона и
необходимые знания, может
формироваться круг достойных кандидатов на
должность губернатора региона. С другой
стороны, считаю необходимым, чтобы избрание
главы администрации области происходило
одновременно с избранием членов Совета
Федерации от области. Это позволит, во-первых,
обеспечить плавную ротацию членов
верхней палаты, а во-вторых, даст
возможность формировать кандидатам на эти
посты что-то вроде единой команды.
Конечно, сам пункт 2
статьи 95 Конституции РФ[1]
достаточно противоречив: в начале фразы
говорится о представителях от субъекта
Федерации, а потом уточняется, что эти
представители субъекта должны быть
одновременно представителями
исполнительного и представительного
органов государственной власти. Таким
образом, вряд ли можно обойтись без
внесения поправок в Конституцию.
Не претендуя на роль
толкователя основного закона, полагаю, что
первично здесь все же - "представитель
субъекта РФ". К сожалению, ни одна из
региональных политических партий не смогла
определить своего отношения по столь
спорному вопросу.
Хотелось бы также обратить
внимание на изменения, касающиеся местного
самоуправления.
Кроме активно
обсуждающихся поправок о возможности
досрочно прекращать полномочия глав
местного самоуправления и роспуска
представительных органов местного
самоуправления, в президентском проекте
есть положение, которое коснется
большинства жителей области. Речь идет об
исключении из числа территорий
муниципальных образований районов.
Таким образом, в области исчезают районы,
как муниципальные образования (их сейчас 16),
а вместо них остаются самостоятельные
органы местного самоуправления в городских
и сельских поселениях. По моему мнению, это
настоящая революция.
Молчание средств массовой информации по
этому вопросу доказывает то, чьи интересы в
этих СМИ представляются. Чьи угодно,
но только не жителей этих самых районов.
Где же позиция тех, кто так упорно ратовал
за создание Владимирского района? При новых
порядках его уже невозможно будет создать!
Пример Якутии показывает,
по какому сценарию будут развиваться
события в других субъектах Федерации.
Ликвидация районов как муниципальных
образований неминуемо приведет к
необходимости поддерживать областную
вертикаль власти с помощью введения
института представителей губернатора в
бывших районах. Иначе будет просто
невозможно соединить в единое целое
множество достаточно автономных сельских,
поселковых и городских муниципальных
образований. Таким образом каждый субъект
Федерации будет представлять из себя
Россию в миниатюре, со всеми ее
достоинствами и недостатками.
[1] " В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".
На главную | Оглавление |