ПОЛИТ |
Prosvet |
(«Призыв», 23
декабря 1999 года)
Публикуется в авторской редакции
Нас с детства учат верить в сказки, мы и
до сих пор в них верим. Мы до сих пор
повторяем: «Что за прелесть эти сказки!».
Но наше «сказочное» сознание
совершенно не приспособлено к восприятию
действительности, оно не дает возможности
реально оценить происходящее. Наше
сознание привычно воспринимает окружающий
мир в свете услышанных и прочитанных в
детстве русских народных сказок.
Примеры такого
мироощущения можно найти даже в самых
серьезных сферах нашей жизни
Очень хорошо, что наш
губернатор твердо заявляет на пресс-конференциях
о своей политической нейтральности. Однако,
эта нейтральность не мешает ему ставить
подпись под воззванием к патриотам России «Вставай,
страна огромная!». «Главная губернская
газета» сначала публикует это воззвание (с
подписями совсем не нейтральных лидеров –
Г.Зюганова, В.Варенникова, Г.Селезнева, А.Проханова
и др., в этой компании и Н.Виноградов ), а
через несколько дней дает отчет о пресс-конференции
губернатора, где он декларирует свою
нейтральность.
В полном соответствии со
сказочными канонами это ни у кого не
вызывает вопросов, поведение губернатора
не требует рационального объяснения. В
сказке все возможно. Можно быть Иваном-царевичем
и Иванушкой дурачком одновременно, можно
быть простой лягушкой, а через мгновение
стать прекрасной царевной, можно
подписывать воззвания политических
движений, а через день быть
политически нейтральным.
«Сказочный синдром»
характерен и для других местных политиков.
Председатель городского Совета народных
депутатов М.Малахова серьезно считает
недопустимым, когда «один и тот же человек,
одно и то же событие преподносятся
различными изданиями в совершенно
противоположных тонах». Сказка есть сказка,
если герой совершает свои подвиги, никто не
может ставить их под сомнение.
Каноны сказки не позволяют рисовать
героя в красках далеких от восхищения и
преклонения.
Про председателя Госдумы,
как и про всякого сказочного героя,
нельзя писать, что его "оглушило
колоколом", он бесстрашен и могуч. Даже о
более мелком герое, лидере непопулярного
российского политического движения, нам не
положено знать, где и как он отобедал.
Не так, не так журналисты
освещают визиты в область столичных
политиков. Не то замечают, не то пишут. Попал
им в глаз осколок зеркала снежной королевы.
Того и гляди до сердца доберется. Вот
председатель Совета их и поправляет, лечит
заговором. Жалко только, пока не
разработана инструкция для журналистов о
том, что можно писать, а что нельзя, что
можно замечать, а что – ни-ни. Но
журналисты тоже верят в сказки и
неминуемо дождутся такой инструкции.
Вера в сказку характерна и для нас,
простых смертных. Поэтому и не думаем над
тем, что делают и говорят наши лидеры, не
читаем, что они пишут. Вот они и делают не то,
что надо бы, а то, что им более всего выгодно.
А как же иначе? Нам ведь все равно. Мы ведь
верим в сказку.
Только совместима ли такая вера с
реальной надеждой на улучшение нашей
участи? Не зря однажды английский историк 19
века Томас Карлейль заметил, что демократия
- это необходимость мириться с тем, что
управляют нами не герои. Политики
- не герои, обычные люди, у которых есть и
достоинства, и недостатки, которым
свойственно ошибаться и которых нужно,
просто необходимо поправлять. А делать это
должны те люди, которых совсем недавно
называли интеллигенцией. До тех пор пока на
страницах региональной прессы не будет
компетентной оценки и критики действий
властей, мы будем продолжать жить в
сказочном мире.
В том самом мире, где принципиальным
считается спор между политиками и
журналистами о том, кто и как улучшал свои
жилищные условия. Нет споров о том, как
развиваться области, какие решения надо
принимать. Главный спор - кто в чем
провинился. Такое впечатление, что наша
местная политическая элита, к сожалению,
отнюдь не является элитой интеллектуальной.
Именно поэтому откровенное неприятие у
нее вызывают попытки некоторых авторов
объективно разобраться в достоинствах и
недостатках региональных политических
лидеров. Нормальная конструктивная критика
прямого эфира губернатора воспринимается
как какая-то политическая игра. Настолько
заигрались в свою "сказочную" политику,
что реакция неполитизированного читателя,
психолога, не вызывает столь же нормального
ответа. От этого объективные проблемы сами
собой не рассосутся.
Задача общества, моя задача как
гражданина (в отличии от ангажированных
журналистов и чиновников) бороться не с
политическими деятелями, а с глупостью и
непрофессионализмом, чтобы наша власть,
наши лидеры становились лучше и
безупречнее в своих выступлениях. Я лично
своими статьями не хотел бы участвовать в
политической борьбе, но, видя недостатки, не
могу о них не писать. Причем, сами
политические деятели должны быть
заинтересованы в такой критике, но как до
них достучаться? Кроме газеты других
способов пока нет.
Сказочное сознание не так безобидно как
это может показаться. По мнению русского
философа начала 20 века Е.Н.Трубецкого,
серьезно изучавшего сказки,
одна из характерных черт героя русских
сказок – недоверие к расчетам здравого
смысла, надежда на то, что все само собой
образуется. «В русской сказке мы имеем
яркий образец мистики пассивных
переживаний человеческой души». Приводит
такая пассивность к полной
бесконтрольности нами же избранной власти.
Хочется нам, чтоб без нашего участия
жить лучше и веселее стало. Хочется
спокойной и сытной
жизни, крепкого и безмятежного сна. Именно
об этом пророчески писал
Е.Н.Трубецкой в 1920 году : «Где
светлые силы дремлют и грезят, там темные
силы действуют и разрушают. И оттого-то
современная Россия оказалась в положении
человека, которого разворовали в глубоком
сне».
На главную | Оглавление |