ПОЛИТ |
Prosvet |
Особенности регионального политического рынка
(«Призыв», 6 декабря 2000 года)
Публикуется
в авторской редакции
Вот и пришло в движение наше
региональное партийное
сообщество. Забурлило, зашевелилось, все
партии развили активную деятельность, что-то
планируют, намечают цели и куда-то
двигаются.
Но - задумайтесь, о скольких
партиях и движениях мы услышали только
сейчас, когда они пробудились от своего,
казалось, вечного сна. Спали себе спокойно,
спали - и вдруг
выстроились в ряд, все как на подбор
красивые, целеустремленные, желающие себе и
области только блага. Вот, оказывается, кто
наши спасители, вот кому мы все обязаны.
Они и нас приучили к своему
волшебному появлению из небытия в период
выборов. Настолько приучили, что, кажется,
ни для чего другого они и не приспособлены,
больше ничего делать и не могут, как
проснуться, прокричать что-нибудь и снова
провалиться в свой сон.
Проанализировать и
выразить свое отношение к программе
развития области? К законотворческой
деятельности Законодательного Собрания? К
действиям власти? Партиям это ни к чему, это
ведь читать, думать надо, как-никак
напрягаться. А в период выборов - взял
поддержал кого-нибудь - и уже вроде активно
участвуешь в политической жизни, а если
угадаешь и поддержишь того, кого надо, то и
статус свой повысишь, станешь совсем как
настоящая партия.
Именно так и поступает
большинство наших партий. Нескончаемым
потоком они двинулись поддерживать
различных кандидатов. Любая мало-мальски
уважающая себя партия сегодня считает
своим долгом и главной задачей кого-нибудь
поддержать на выборах.
Не хотелось бы
разочаровывать эти хилые ростки
гражданского общества, но функции
политических партий в современном обществе
серьезно отличаются от тех, которые
наши псевдопартийные образования на
себя взвалили.
Отсутствие в арсенале наших
политических партий привычных для таких
организаций функций, компенсируется
активностью на другом фронте. Вместо
выработки путей решения проблем -
повторение чужих мыслей, вместо выражения
интересов социальных слоев - лоббирование
своих собственных, вместо политического
воспитания и образования масс - запутывание
и себя, и других.
Что означает поддержка того
или иного лидера на выборах, как не
разделение ответственности за
происходящее. А такая ответственность
предполагает обоснованную
оценку и прогноз развития ситуации. Если же
этого нет, то речь может идти только об
использовании политической конъюнктуры
даже не в узкопартийных, а в сугубо
личных целях. К сожалению большинство
партий и движений таких оценок и прогнозов
публично не представили, тем самым поставив
под сомнение свою политическую сущность.
Из множества
региональных партий и движений только
"Справедливость и народовластие"
через печать обратилось к избирателям,
попытавшись снять все вопросы, касающиеся
позиции этой организации. За это можно
только поблагодарить всех активных членов
этого движения, однако кое-какие вопросы
все же остаются. Данное движение предлагает
нам проголосовать за тех, кто "сможет
сделать жизнь лучше, спокойнее, счастливее".
Насчет "лучше" и "счастливее" - все
понятно. Но вот какой смысл вкладывается в
слово "спокойней"? Не сомневаюсь, что
здесь нет никакой преднамеренной аллюзии с
известной "черной" шуткой о том, где
самое спокойное место. Но даже если
перевести разговор в политическую
плоскость, то одним из условий развития
общества в условиях демократии является
неуспокоенность, неравнодушие его граждан,
их активная гражданская позиция.
Спокойствие же народа очень близко к
классическим словам: "народ
безмолвствует". Политическое движение,
обещающее нам такое спокойствие либо не
понимает, о чем заявляет, либо
действительно свой идеал видит в
успокоении народа вплоть до полного
исключения его из политической жизни.
Причисляющее себя к "левым"
движениям "Справедливость и
народовластие", ратуя за успокоение
народа и последующее за ним всеобщее
счастье, больше приближается к право-консервативной
партии, чем к социал-демократической.
Именно этим объясняется неплохая "встроенность"
данного движения в систему нашего, уже
капиталистического, общества и в систему
нашего, уже насквозь буржуазного,
парламентаризма. В связи с этим, неплохо бы
нам всем вспомнить прекрасное объяснение
сути буржуазного парламентаризма, данное В.И.Лениным
в работе "Государство и революция".
Ленин, вторя Марксу, писал так: "Раз в
несколько лет решать, какой член
господствующего класса будет подавлять,
раздавлять народ в парламенте - вот в чем
настоящая суть буржуазного
парламентаризма".
Сам термин "партия"
происходит от латинского слова,
означающего "часть целого".
Политическая партия, в наиболее общем виде,
- это часть общества. Спектр
определений этого явления весьма широк, а
на двух полюсах, по-моему, находятся
следующие:
Дж.Свифт:
партия - это безумие многих ради выгоды
единиц;
Э.Берк:
партия - это группа людей,
придерживающихся общих принципов и
объединившихся для обеспечения
совместными усилиями
национальных интересов.
Полагаю, что большинство региональных
партий уже перешагнули даже порог,
определенный Свифтом, то есть не могут
называться политическими партиями, и
являют собой пример групп сторонников,
придворных клик, объединявшихся вокруг
лидера и (или) неких неявных (то есть не
выраженных публично) своекорыстных
интересов. Такие организации
существовали и порой активно проявляли
себя в политической жизни и в античности, и
в средневековье. Главное, что не позволяет
называть эти образования партиями -
отсутствие сколько-нибудь значительной
социальной базы, узкий круг "партийцев",
малое число сторонников.
Такие организации,
являясь чисто верхушечными
образованиями, состоят, в основном, из
представителей определенного социального
слоя, занимающегося преимущественно
интеллектуальным трудом. Известна
неприязнь, которую питал к интеллигенции В.И.Ленин,
ругавший представителей этого социального
слоя всякими нехорошими словами, а злейший
враг социализма экономист-либерал Ф.Хайек
называл интеллигенцию "профессиональными
торговцами подержанными идеями". Наши
партии, по-видимому, не имея никаких идей,
могут торговать только своим именем. Вряд
ли можно назвать идеями эклектичную смесь
из благих пожеланий и заимствованных
положений из программ московских партий.
Всепроникающая и всё
подавляющая торговля - символ буржуазного
общества, в котором продажа своего труда (отчуждение
себя) является единственным источником
существования людей, перерастая, в конце
концов, в продажу себя самого, и души, и тела.
Свидетелями такой распродажи,
выдаваемой за политическую деятельность,
мы все сегодня и являемся. Нет, не политикой
занимается большинство наших партий, а
элементарной торговлей, пытаясь просто
побольше выгадать и подороже продать.
Только так можно определить их желание
обязательно присовокупить свой (нескольких
личностей!) голос в поддержку тех или иных
кандидатов при отсутствии полноценной
политической деятельности.
Политические партии
продолжают спать, просыпаясь только в
нужный момент, чувствуя свою
востребованность кандидатами, и
элементарно приторговывая своим именем
А где же наше место на этом торжище? Даже
в условиях капиталистического общества
граждане должны быть включены в процесс
такой торговли и получать хоть какие-то
дивиденды. Если этого нет, то рано или
поздно люди должны обеспокоиться
разыгрываемыми без их участия ставками и, в
конце концов, обуздать (а в радикальном
варианте, вообще, уничтожить) обе
торгующиеся стороны. Это, в марксистской
терминологии, и называется революцией.
На главную | Оглавление |
|