ПОЛИТ |
Prosvet |
Аналитический
доклад
100 дней
губернатора Виноградова :
предварительные
итоги и перспективы
(«Призыв», 11
апреля 1997 года)
Прошедшие со дня вступления в должность
нового губернатора 100 дней
можно определить как несколько
затянувшийся период «привыкания», «присматривания».
Отсутствие каких-либо резких политических
шагов нового губернатора
характеризуют его как человека весьма
осторожного, не настроенного решать
проблемы популистскими методами.
Несмотря на явную оппозиционность
нынешнего Главы администрации области к
прежнему руководству, первые
управленческие решения нового губернатора
показывают четкую направленность на
продолжение политики администрации
Власова. По всей видимости у Виноградова и
его команды (если таковая имеется, о чем
речь ниже) нет пока достаточных ресурсов
(властных, финансовых и интеллектуальных)
для претворения в жизнь политики, отличной
от политики Власова. Это заставляет
задуматься о перспективах новой
администрации вообще, так как преодолеть
ограниченность названных ресурсов в
короткие сроки представляется весьма
проблематичным.
В экономической и социальной сферах
решения нового губернатора лежат в
традиционном русле; по всей видимости без
определения и нормативного закрепления
приоритетов развития области никаких
серьезных шагов в этом направлении
предпринято не будет. Можно отметить не
бесспорные, но оказывающие реальное
воздействие на ситуацию, решения об
областном заказе, о государственном
регулировании реализации алкогольной
продукции и др., хотя еще рано говорить о
системе мер по улучшению социально-экономической
обстановки.
В стадии становления пока и система
взглядов на структуру и содержание
деятельности подразделений администрации.
Вызывает опасения стремление Виноградова
создать что-то вроде видимости
реформирования администрации путем
переименования подразделений
из управлений в департаменты и обратно.
Причем суть деятельности последних, их
компетенция и полномочия при этом не
меняются. Весьма беспомощными выглядят при
этом попытки госсекретаря
Ю.М.Федорова оправдать такие изменения
необходимостью придать нужный статус
подразделениям администрации.
Поверхностные, не затрагивающие сути
изменения ничего за собой не несут, кроме
расходов времени и средств на переделку
печатей, штампов, бланков и
т. д.. Заявленный губернатором курс на
усиление контроля деятельности
подразделений администрации может дать
реальный эффект для развития области
только в случае определения приоритетов
работы и принятии адекватных решений.
Очень аккуратно поддерживает новый
губернатор существование созданных еще при
Власове общественных органов. Практически
все они уже собирались Виноградовым и
получили «добро» на дальнейшее
существование. Правда и здесь не обошлось
без переименований, что, в прочем, не
затронуло сути общественных Советов.
Создается впечатление, что для губернатора
пока важнее сам факт существования при
администрации общественных органов, чем их
непосредственная деятельность и
эффективность этой деятельности. Например,
выступая на Совете молодежных организаций,
Виноградов сразу расставил акценты : денег
не просите; затруднившись наметить
хотя бы основные перспективы
молодежной политики.
В общем, можно считать положительным
стремление губернатора встречаться с
общественностью, хотя бы и с избранной ее
частью. Однако, именно так и начинал свою
деятельность прежний Глава администрации.
Отсутствие у
общественных органов каких-то реальных
рычагов воздействия на принятие
управленческих решений, их спорный состав и
частичная оторванность от самой
общественности, в конце концов привело к
взаимному отчуждению и взаимной ненужности
общественных Советов и губернатора. У
Виноградова есть шанс вдохнуть новую жизнь
в старые Советы, однако пока не
прослеживается даже попытки нащупать пути
для этого. По всей видимости часть
общественных Советов в их нынешнем составе
будут продолжать играть чисто декоративную
роль, изменение существующего положения
дел возможно только при более активной
политики самих Советов, хотя неизвестно как
это будет воспринято губернатором. Вообще,
практика определения состава
общественных органов самой администрацией
требует реформирования, иначе очень велик
соблазн создавать лишь «удобные»
совещательные органы.
Особо хотелось бы отметить создание при
Главе администрации области Политического
консультативного совета. Цель последнего,
согласно Положению о нем, - привлечение
широких слоев общественности к процессу
выработки предложений главе администрации
области. Однако, есть два принципиальных
момента, вытекающих из того же положения,
которые ставят под сомнение достижимость
поставленной цели и даже желание самой
администрации достигать ее. Во-первых,
задачи Совета совершенно не соответствуют
провозглашенной цели : в задачах вообще
отсутствует слово «предложения», только «обсуждение»
и только «по поручению главы администрации».
Вершиной бюрократического творчества
можно считать следующую задачу
Совета : «разъяснение общественного
значения принятых Главой администрации
решений среди различных слоев населения...».
Весьма характерно априорное суждение
чиновников об общественной значимости
решений губернатора, под которым, видимо,
подразумевается положительный
эффект для области, хотя, конечно, можно
шире понимать «общественную значимость».
Второй сомнительный момент
: способ формирования Совета. В него могут
входить представители политических партий
и общественных движений, прошедших
государственную регистрацию. Таким образом,
вряд ли можно говорить о «привлечении
широкой общественности». Как показывает
анализ, подавляющее большинство
региональных политических партий и
общественных движений являются чисто
верхушечными организациями, крайне
малочисленными и не представляющими
большинства населения.
Одним из слабых мест губернатора
Власова, которое признавалось и его
союзниками и противниками, был подбор и
расстановка кадров. Видимо под влиянием
подобного опыта кадровая политика
Виноградова характеризуется большой
осторожностью, не желанием скоропалительно
менять управленческие кадры. Трудно
назвать кардинальными кадровыми
изменениями назначение вместо
председателя комитета по управлению
госимуществом Лапыгина Ю.И. его заместителя
Бадальяна Л.Д., назначение заместителем
губернатора Полянского В.Е., бывшего долгое
время при Власове исполняющим обязанности,
или ликвидацию явно конъюнктурной
должности заместителя главы администрации
области по экологии и увольнение Вильдяева
В.М., ничем особенным себя на этом посту не
проявившего. Продолжением подобной
кадровой политики можно считать назначение
Первым заместителем губернатора, вместо
переехавшего в кабинет представителя
Президента РФ Соколова
С.Н., Мельникова В.А., возглавлявшего
управление социальной защиты
администрации. Пожалуй из серьезных
кадровых назначений можно отметить лишь
назначение на
должность заместителя губернатора -
госсекретаря Федорова Ю.М. (характерно, что
занимавшей несколько месяцев при Власове
этот пост Егоров В.А., возвращен на свое
место руководителя департамента
внешнеэкономических связей администрации).
Данное назначение не стало неожиданностью,
так как Ю.М. Федоров активно проявил себя в
предвыборной кампании Виноградова, и
работая в качестве руководителя аппарата
Законодательного Собрания. Другое
назначение просчитать было труднее,
как и уход заместителя губернатора
Кузина В.А.. Как известно на его место
назначен Филиппов С.Н., до последнего
времени возглавлявший Ковровский
домостроительный комбинат. Что касается
руководителей администрации ниже уровня
заместителей, среди них пока никаких
заметных перестановок не проводилось.
Такое неспешное решение
кадровых вопросов может быть обусловлено
двумя факторами. Во-первых, стремлением
нового губернатора обстоятельнее
разобраться в том, что из себя представляет
каждый работник и только потом принимать
решении о возможностях и путях его
дальнейшего использования, а во-вторых,
отсутствием у Виноградова более или менее
сформированной и способной к работе
команды. Именно поэтому губернатор и его
госсекретарь вынуждены сейчас заниматься
по сути формированием этой команды, хотя
время и ситуация в области работают сейчас
не на губернатора и требуют от него быстрых
и эффективных мер по улучшению социально-экономической
обстановки.
Таким образом, весьма осторожная
политика Виноградова в экономической и
социальной сферах, в кадровых вопросах
представляется чрезмерно затянувшейся по
времени. У нового губернатора нет пока ни
своей команды, ни сколько ни будь ясной и
структурно оформленной программы действий,
не названы приоритеты в деятельности
администрации, направления социально-экономического
развития области.
Действия губернатора и
госсекретаря, направляемые на усиление
контроля за деятельностью подразделений
администрации, не могут принести ощутимой
пользы без уточнения целей, задач работы
администрации. Отсутствие собственной
продуманной политики заставляет нового
губернатора ориентироваться на то, что было
начато прежней администрацией.
Предпринимаемые попытки управления
экономическим развитием области (в
основном связанные со сферой распределения)
характеризуются преобладанием
использования административных рычагов,
иногда совершенно неоправданных.
Первые шаги губернатора и
его заместителей позволяют говорить о том,
что новая администрация
придерживается в
своей деятельности бюрократического стиля
управления (в веберовском понимании
бюрократии, а не в ленинском), видит свой
шанс в улучшении положения в области в
усилении контроля, планирующей функции,
роли директивных указаний. Анализ
показывает, что администрацией совершенно
не освоены принципы и механизмы
государственного управления в
нестабильных условиях, которые
характеризуются переходом от
государственного администрирования к
государственному менеджменту. Эта область
управленческой науки, достаточно хорошо
разработанная и активно применяемая в
условиях ограниченности ресурсов, остается
пока невостребованной новой
администрацией (как впрочем и прежней).
На главную |