ПОЛИТ |
Prosvet |
Административные
реформы на
рубеже веков:
чужой
опыт и
собственные
ошибки
В
последние 25-30
лет большое
количество
стран мира
таки или
иначе
вынуждены
были
проводить
реформы,
объединяемые
под общим
наименованием
«административные».
Несмотря на
то, что в
каждой
стране были,
безусловно,
свои
уникальные
обстоятельства,
делающие
такие
реформы
необходимыми,
сегодня уже
понятно, что
реформы в том
числе были
вызваны
целым рядом
причин, общих
для
различных
государств и
имеющих
глобальный
характер.
Среди этих
причин
необходимо
указать на
изменения во
взаимодействии
государства
и общества,
которые
происходили
на
протяжении
всего XX века и
уже ко второй
половине
столетия
приобрели
необратимый
и
инновационный
характер,
кроме того, на
эти
объективно
происходящие
и
субъективно
осознаваемые
изменения
наложились
изменения в
политико-административном
устройстве
миропорядка,
которые
произошли в
конце 80-х
начале 90-х
годов в связи
с
разрушением
социалистической
системы и
исчезновением
СССР. Нельзя
забывать и о
чисто
экономических
причинах,
связанных с
желанием
остановить
рост
удорожания
содержания
государственной
власти,
минимизировать
убытки,
причиняемые
предпринимателям
и экономике в
целом
злоупотреблениями
государственных
служащих (коррупция).
Реформы,
касающиеся
перестройки
государственного
аппарата и
государственного
устройства в
целом, то есть
административные
реформы,
проводились
в истории
различных
государств
довольно
часто. Но лишь
в начале XX
века у целого
ряда
мыслителей
появляется
уверенность,
что
деятельность
государственной
машины и
государства
в целом
вполне
возможно
технологизировать
до предела, то
есть в
определенной
мере
деполитизировать,
достаточно
вспомнить В.И.Ленина
в России с его
идеей
организации
работы
государства
как почты и М.Вебера
в Германии с
его идеей
рациональной
бюрократии и
т.д.
Административные
реформы
конца XX века
во многом
связаны с
осознанием и
признанием
не только
учеными и
политиками,
но и рядовыми
гражданами
того факта,
что
отсутствие
эффективного
государственного
управления
является
серьезной
преградой на
пути
развития
страны.
Вместе с тем,
это
осознание
совсем не
придало
понятию
эффективного
управления
однозначности
и
определенности,
сегодня
эффективное
управление –
это
конгломерат
достаточно
разнородных
концепций,
которые
далеко
выходят за
рамки просто
управления
как такового,
воплощая в
себе всю
полноту
отношений
между
правительством,
гражданами
страны и
различными
организациями,
то есть, по
сути, являясь
политическим
концептом.
Среди
стран,
проводивших
реорганизацию
своей
административной
системы в
последние 20
лет, можно
выделить
достаточно
разнородные
государства,
находящиеся
на разных
уровнях
развития, с
разными
политическими
системами, с
разными
формами
государственного
устройства,
различные по
размерам:
Бразилия,
Великобритания,
Венгрия,
Германия,
Канада, Китай,
Нидерланды,
Новая
Зеландия,
Польша, США,
Южная Корея и
т.д.. Все эти
страны, имея
сугубо
внутренние
причины для
реформ,
которые во
многом
определяют
масштабы и
направленность
преобразований
(уникальные
факторы), тем
не менее,
подчиняются
общей
закономерности
мирового
развития,
которое
делает эти
преобразования
общечеловеческим
явлением и с
которым
придется
считаться
любой стране,
вставшей на
путь
проведения
административных
реформ.
Основные
причины,
вынуждавшие
государственные
власти
приниматься
за
административную
реформу
можно
сгруппировать
следующим
образом:
1)
финансово-экономические
причины (внешний
долг, дефицит
бюджета,
инфляция,
экономический
кризис в
целом и т..д.) -
Бразилия,
Венгрия,
Канада, Китай,
Польша, США,
Новая
Зеландия,
Южная Корея;
2)
неэффективность
государственного
управления,
осознаваемая
руководством
страны (недостаточный
контроль за
деятельностью
государственных
органов,
проблемы
кадрового
обеспечения,
оптимизации
структуры и
штатной
численности
государственных
органов) -
Бразилия,
Китай, Польша,
Южная Корея;
3)
давление со
стороны
общества,
осознающего
неэффективность
существующей
системы
управления и
взаимодействия
государства
и населения –
Великобритания,
Германия,
Канада, США.
Если
можно так
выразиться,
самой
массовой
причиной
проведения
административных
реформ
видятся
неудовлетворительные
финансово-экономические
показатели
развития
страны,
улучшить
которые
государственные
власти
надеются с
помощью
преобразований
в
административной
сфере. Две
последующие
группы
причин
характерны
основными
странами, в
которых эти
причины
преобладают.
Если
неэффективность
государства,
осознаваемая
самим
государством,
присуща
прежде всего
так
называемым
развивающимся
странам (за
исключением
Южной Кореи),
то давление
со стороны
общества при
проведении
реформы
ощущается в
экономически
благополучных
государствах
-
Великобритания,
Германия,
Канада, США.
Интересно,
что в России
пока
необходимость
административной
реформы
объясняется
лишь
причинами
второй
группы, то
есть власть
сама
осознает
свою
неэффективность
и сама себя
будет
реформировать.
О первой
группе
причин почти
не
говориться,
да и голос
общественности
и
политических
партий
слышен
только после
соответствующей
команды. Все
это вызывает
опасения, что
истинные
причины
административной
реформы
власть не
считает
нужным
озвучивать,
пытаясь
уверить
общество в
истинности
собственных
ощущений
неэффективности
организации
государственной
власти. В этом,
на мой взгляд,
один из
изъянов
реформы, из-за
которого она
может и не
состояться в
тех
масштабах, в
которых
необходимо
ее проводить.
Действительно,
государственная
власть, сама
определив
степень
своей
эффективности
до
реформирования,
также
самостоятельно
в состоянии
определить
резкое
повышение
своей
эффективности
после
проведения
ряда
мероприятий.
Иными
словами,
административная
реформа из
политического
мероприятия (то
есть
продукта
соглашения
разных групп
общества)
искусственно
загоняется в
прокрустово
ложе
технологизации
государственного
управления,
создавая
видимость
аполитичности
данного
мероприятия.
Забегая
вперед,
следует
отметить, что
сам процесс
государственного
управления,
то есть
деятельности
чиновников,
требует
отстраненности
от
политической
идеологии, а
вот проблема
выбора
системы
управления,
безусловно,
политический
вопрос.
Намеренно
запутывая
общество в
этих
проблемах,
государство (в
лице
руководства)
явно
преследует
какие-то свои
цели.
Говоря
о
технологиях
и
инструментах
проведения
административных
реформ в
различных
странах,
необходимо
отметить, что
их также
можно в целом
сгруппировать
в несколько
кластеров:
1)
Меры,
направленные
на
децентрализацию
государственного
управления (делегирование
полномочий,
сокращение
госаппарата
и т.д.) –
Бразилия,
Венгрия,
Нидералнды,
Польша,
Франция;
2)
Внедрение
технологий
управления,
характерных
для сферы
бизнеса («от
государственного
администрирования
к
государственному
менеджменту»)
–
Великобритания,
США, Германия;
3)
Нивелирование
роли
идеологического
фактора в
государственном
управлении (деидеологизация,
технологизация
и т.д.) –
Великобритания,
Германия,
Нидерланды,
США, Франция.
Опять
таки,
страновые
различия
дают и
различия в
методах и
инструментах
проведения
административных
реформ,
причем для
более
развитых
стран
характерен
акцент на
привнесение
в
государственное
управление
хорошо себя
зарекомендовавших
методов
бизнес-управления.
Кроме
того,
необходимо
отметить, что
история
административных
реформ в мире
до
последнего
времени в
основном
складывалась
как история
институциональных
изменений,
тогда как
субстанциональная
составляющая
реформ почти
не
поддавалась
контролю и не
учитывалась.
Характерным
примером
изменившегося
соотношения
субстанциональных
и
институциональных
изменений
является
канадский
план
реформирования
государственной
службы,
который на 10%
состоит из
изменений в
области
законодательства,
на 20% - из
изменений
системы, а на 70% -
из изменений
культуры
взаимоотношений,
труда,
атмосферы,
всего того,
что
считается
организационной
культурой
государственных
органов.
В
связи с этим,
одной из
главных
составляющих
в
административной
реформе, на
мой взгляд,
должно стать
определение
и
непротиворечивое
токование
категории «управление»,
исследование
которой в
последние 10
лет получило
бурное
развитие в
западной
политологии,
особенно в
таких
субдисциплинах,
как
политический
анализ (policy analysis),
административно-политическое
управление,
исследование
организаций,
исследование
развития,
международные
отношения.
Причем
в самом
понятии «управление»
произошли
существенные
изменения,
связанные со
следующим.
Понятие «управление»
на
государственном
уровне (governance)
чаще всего
ассоциируют
с
формальными
институтами
государства
и с их
монополией
на
легитимное
использование
насилия (по М.
Веберу). В
этих рамках
административная
реформа
может
рассматриваться
как
совокупность
формальных и
институциональных
процессов
общенационального
уровня с
целью
содействия
поддержанию
общественного
устройства и
порядка,
осуществлению
коллективных
действий.
Однако,
в результате
происходившего
в 1980-е годы
уменьшения
роли нации-государства
на Западе
путем
передачи его
функций, с
одной
стороны, на
общеевропейский
уровень, а с
другой — на
более низкие,
начиная с
правительственных
агентств и
завершая
муниципалитетами
сформировалась
новая
концепция
управления,
связанная с
процессом
децентрализации
и вытеснения (буквально:
вымывания — hollowingout)
государства.
Это привело к
появлению
новых
методов
административно-политического
управления,
фрагментации
публичного (общественного)
сектора,
сокращению
полномочий
гражданской
службы и к
созданию
новых
условий
организации
самого
общества и
управления
им. Отсюда
явная
направленность
большинства
административных
реформ на: 1)
сокращение
роли
государства,
децентрализацию;
2) отказ от
амбиций
править
обществом,
опираясь на
приватизацию
этого
управления; 3)
поиски новых
форм
социального
регулирования,
которые
обсуждаются
и
разрабатываются
в рамках
концепции
управления.
В
обширной
современной
литературе,
посвященной
моделям
административных
реформ,
обычно
выделяются
шесть
концептуализированных
категорий
взаимодействия
общества и
государства:
минимальное
государство,
корпоративное
управление,
новый
публичный
менеджмент,
хорошее
управление,
социокибернетическая
система и
самоорганизующиеся
сети.
Не
останавливаясь
на сущности
этих моделей,
хотелось бы
отметить, что
в России,
рассуждая об
административной
реформе,
сегодня чаще
всего
говорят об
укреплении
государственного
аппарата, о
создании
сильного
государства,
тогда как
опыт других
стран
показывает.
что в них
происходит
не просто
административное
реформирование,
а по существу
революция во
взаимоотношениях
государства,
публичного
управления и
общества, его
структур. На
мой взгляд,
сегодня
главное –
понять, чем
вызвано
такое
различие,
реальными
особенностями
и нуждами
России, либо
попытками
властвующей
элиты
укрепить
свою власть и
застраховаться
от
возможности
ее потерять.
На главную |
Следующая |