ПОЛИТ
        Prosvet

Р.Евстифеев  100 лет социал-демократии в России.  Проблемы генезиса и политического  развития  Владимир,   "Владимирская школа", 2000.  

Глава I

Теоретические и методологические основы исследования 

российской социал-демократии

           Понятие социал-демократия достаточно сложное и многозначное. В  науке оно традиционно рассматривается в контексте развития социалистических идей, начиная с Великой Французской революции конца 18 века. Именно в 19 веке социал-демократия выходит на политическую арену и начинает играть важнейшую роль в политическом процессе практически во всех странах Европы, а затем и Нового Света.

          Необходимо отметить, что на развитие политической ситуации в мире после Великой Французской  революции коренным образом повлияло распространение двух концепций социального развития.

        Первая концепция касалась признания того факта, что политические и социальные перемены представляют абсолютно нормальные и ожидаемые явления. В отличие от политической мысли средневековья мыслители Нового времени уже не воспринимали жизнь как нечто неизменное. Напротив, в конце 18 века стало ясно, что настала эпоха политических и социальных катаклизмов, которые необходимо воспринимать как должное и уметь их предвидеть и к ним приспосабливаться. В 17-18 веках особое распространение получила теория так называемого «божественного права королей» (“divine rights of kings”). Причем, это была не просто теория, она имела глубокие корни и в общественном сознании, то есть носила мировоззренческий характер и претендовала на роль идеологии. Однако  цепь потрясений и революций, постигших государства Западной Европы в 18 – начале 19 века, смогла поколебать веру в «божественное право» венценосных особ управлять своими народами.

          Вторая концепция, получившая распространение после Великой Французской революции,  касается идеи о том, что носителем государственного суверенитета являются не правители или законодательные органы, а некая общность, именуемая «народ» (либо «нация»).

          Необходимо отметить, что распространение этих двух концепций было связано с изменениями в экономическом, социальном и демографическом развитии. Прежде всего, это касается роста темпа урбанизации, и, соответственно, роста доли лиц наемного труда. Города Европы стали превращаться в средоточие значительных контингентов городских наемных рабочих, что создало новую политическую силу, состоящую из людей, почти полностью отрешенных от благ экономического роста. Именно к этой социальной группе обратили свои слова К.Маркс и Ф.Энгельс: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Вам нечего терять, кроме своих цепей». Однако, наряду с идеями двух великих немецких мыслителей, в это время достаточно громко звучал голос и представителей других направлений политической мысли. Эдмунд Берк  писал : «Те, кому нечего терять и есть на что надеяться – самые опасные люди на свете» [1] , предопределяя грядущее противостояние социалистических и либерально-консервативных ценностей. 

          Между 1848 и 1917 годами на ситуацию в Европе и России повлияли два явления: социальные реформы и социальные движения. Прежде всего, это касается почти повсеместных рациональных реформ, которые явились откликом на тяжелое положение указанного социального слоя. Такие программы, хотя и с большими различиями в темпах и направлениях, проводились в жизнь в большинстве европейских государств.

          Опыт проведения реформ свидетельствует, что они состояли из трех основных компонентов: предоставление избирательного права, улучшение условий труда и, последнее но, может быть, самое важное, создание национального самосознания путем введения обязательного начального образования и всеобщей воинской повинности для мужчин [2] .

          По мнению американского социолога И.Валлерстайна, именно эти три элемента: политическое участие через выборы, государственное вмешательство с целью снизить поляризующие последствия неуправляемости рыночных отношений, межклассовое единство в верности национальному государству – составляют фундамент  либерального государства, которое к 1914 году стало всеевропейской нормой и отчасти практикой. Известно, что все эти три элемента, характерные для стран Западной Европы,  в меньшей степени  были присущи Российской империи, по-видимому, именно в этом корни различия путей и концепций российской социал-демократии  и западной.

          Российская исследовательница Пшизова С.Н. полагает, что сравнительный анализ обстоятельств возникновения политических партий в странах Запада и в России позволяет увидеть существенные факторы, определяющие протекание этого процесса, причем импульсом к возникновению массовых организаций стало именно распространение избирательного права [3] .  Более того, Пшизова подчеркивает, что партии как таковые, в виде придворных клик, групп сторонников, объединявшихся вокруг лидера или некой программы, порой активно проявляли себя в политической жизни и в античности, и в средневековье. В свою очередь история парламентских учреждений в Европе тоже насчитывает не одно столетие. Таким образом, именно  введение всеобщего избирательного права привело к соединению в единую систему подобных двух институтов представительства и возникновению феномена массовых партий.

Характерно, что данный тезис выдвигали и классики политической науки. М.Вебер определял «самые современные формы партийной организации» как «детище демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины» [4] . М.Я. Острогорский также связывал возникновение политических партий с расширением избирательного права [5] .

Отметим, что  российская социал-демократия как политическая партия появилась раньше, чем на российской почве начал развиваться парламентаризм, отсюда их сложные и противоречивые взаимоотношения. То есть, строго говоря, возможен подход, рассматривающий российскую социал-демократию как политическую партию только с момента ее участия в представительном органе.

Известно, что в России политические партии появились значительно позже, чем в Западной Европе и США. Асинхронность этого процесса говорит о различных стадиальных уровнях всей системы общественных отношений в России и западноевропейских странах. Исследователи отмечают и иной порядок возникновения партий в России по их социальной стратификации: в отличие от стран Запада в России сначала оформились партии социалистической ориентации (и, прежде всего – социал-демократические), затем – либеральной и, наконец, - правоконсервативной [6] . Очевидно, что такой порядок был обусловлен особенностями исторического развития России.

Современный американский исследователь Д.А. Растоу указывает на еще один параметр (может быть основной), в чем-то сходный с третьим компонентом реформ, выявленных И.Валлерстайном (см. выше), по которому российское общество начала XX века отличалась от западноевропейского. Растоу полагает, что единственным предварительным условием его модели перехода к демократии является наличие национального единства. Причем под национальным единством понимается не столько разделяемые всеми установки и убеждения, сколько небезучастность (responsiveness) и взаимодополненность (complementarity). В этом смысле понятие «национальное единство» не совпадает с понятием «консенсус», поскольку последнее имеет дополнительный смысл, предполагающий  осознанность убеждения и обдуманность согласия. Растоу отмечает, что предварительное условие перехода к демократии полнее всего реализуется тогда, когда оно молчаливо принимается как нечто само собой разумеющееся [7] . По мнению данного исследователя так называемый «демократический транзит» в западноевропейских странах осуществился именно благодаря наличию национального единства, которое отсутствовало в России начала века.

 Развитие новых партийных структур привело к тому, что с середины  19 века социал-демократия охватывает, за небольшим исключением, почти все рабочее движение Европы и придерживается при этом марксисткой ориентации. В то же время, история рабочего движения конца прошлого и начала нынешнего века указывает на все усиливавшиеся центробежные течения, как в теоретических вопросах, так и в практической деятельности.

Необходимо отметить в этой связи, что дробление социал-демократического движения явление не уникальное, свойственное не только российской социал-демократии, но и западноевропейской. 

          Как и в исторических рамках, так и в современных условиях «социал-демократия» – понятие довольно нечеткое. В связи с этим представляется необходимым привести замечание австро-американского экономиста Ф. фон Хайека, который считал, что определение «социальный» стало бесполезным в качестве средства коммуникации.  Хайек приводит в своей книге  более 160 словосочетаний со словом «социальный» и полагает, что это слово «размывает», «крадет» значение определяемого [8] . (Хайек называет такое слово – «слово-ласка», имея в виду животное, славящееся своими способностями к маскировке).

          В прошлом западная социал-демократия отличалась от консервативных течений и партий тем, что она выступала за безусловное завершение политической демократии, понимая под этим превращение конституционализма в такую систему, при которой все органы власти, прямо или косвенно, подчинялись бы народу. Социал-демократы не стали автоматически республиканцами, но они, разумеется, были против монархии, когда корона являлась самостоятельной властью, независимой от парламента и воли народа.

          Социал-демократия отличалась от либеральных течений и партий тем, что она всегда выступала за единство политики и экономики, за включение экономических отношений в специфически социал-демократическую концепцию демократии. После Французской революции социал-демократы выступали заодно с либералами, против консерваторов, желающих сохранить в послереволюционный период остатки феодализма. Однако этот политический союз распался, как только социал-демократия выдвинула свой постулат об изменении производственных отношений, потому что это затрагивало интересы представлявшей либералами буржуазии. Либералов и социал-демократов объединяли антиаристократические и антифеодальные устремления: доктрина социального равенства  - составная часть любой формы социализма – разъединяла эти течения.

          В конце 20 века провести границы между западной социал-демократией и партиями, придерживающимися либеральных и консервативных взглядов, намного труднее, чем в конце 19 века. Прежде всего, теперь такие принципы политической демократии, как избирательное право, парламентаризм, свобода, не являются предметом спора между либеральными, консервативными и социал-демократическими партиями.  Однако по-прежнему спорным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы настаивают на том, что демократия – принцип политический, а потому она не может распространяться на другие социальные сферы. Социал-демократы же придерживаясь своей концепции социального равенства, настаивают на том, что демократия, свобода, равенство и братство не должны быть ограничены  исторически случайными рамками государственной власти и политики. Следовательно, и в настоящее время водораздел между западными либеральными и консервативными партиями, с одной стороны, и западными социал-демократическими партиями – с другой, - это не сама демократия, а сфера ее распространения.

Современные исследователи под социал-демократией понимают как теорию и практику партий, относящих себя к данному политическому течению, так и  движущие силы внутри партий, для которых характерен политический прагматизм, определенные отступления от теории, и, что очень важно для целей данного исследования, даже известный разрыв с марксистскими традициями [9] .

          Необходимо также отметить, что понятие  «социал-демократия» непосредственным образом связано с политической сферой и с условиями, в которых оно существует. Поэтому, естественно, происходят определенные смысловые сдвиги понятия в различных исторических и политических условиях, отсюда нечеткость и некоторая «размытость» значения  термина.

          После раскола рабочего движения, как следствия Октябрьской революции, социал-демократия стала синонимом социалистического движения, которое, что очень важно, хочет достичь своей цели при сохранении  «правил игры» многопартийной системы, в рамках западной демократии.

          Для социалистических партий Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии, то есть для партий так называемого «евросоциализма», «социал-демократия» не является понятием тождественным их деятельности. Этот евросоциализм связан с правыми партиями Интернационала, с имеющими опыт нахождения у власти социал-демократами стран Скандинавии, Великобритании, Австрии, скорее таким понятием как «демократический социализм». «Демократический социализм» – это социал-демократия в ее западном узком понимании и представляет собой, во-первых, разновидность социализма, осуществляемого правящими партиями, а, во-вторых, средиземноморский евросоциализм, представленный, прежде всего, партиями, находящимися в оппозиции [10] .

          Очевидно, что исходные различные условия генезиса и становления социал-демократии не могли не наложить свой отпечаток на развитие и на концепцию социал-демократии в России и в Европе.

     Если говорить об идеологических установках современной социал-демократии, то они основываются на таком понятии как демократический социализм, понимаемый как

          - длительный процесс общественных преобразований,

          - общество будущего,

          - принципы деятельности партии в современных условиях.

Основными ценностями демократического социализма признаются свобода, справедливость, солидарность, равенство, сохранение мира, экологическая безопасность [11] .

          Однако, говоря о российском прочтении данного политического феномена, необходимо учитывать возможную аберрацию,  которая происходит из-за различных исходных объективных установок и определенного разрыва в когнитивных моделях мира (в том числе и политического).

        Прежде чем перейти к непосредственному изложению теоретико-методологических основ исследования российской социал-демократии, необходимо сделать несколько замечаний.

          Во-первых, исследования генезиса и развития российской социал-демократии, лежат на стыке двух наук – политологии и истории. Отсюда возможны пересечения, прежде всего,  исторических и политологических методов исследования, хотя, естественно, каждая из этих двух наук имеет свои отличные друг от друга предмет и объект изучения.

 С другой стороны, во-вторых, так как политическая наука институализировалась во второй половине 20 века, то политические проблемы развития российской социал-демократии долгое время рассматривались, в основном, в рамках исторических исследований. Именно поэтому автор счел необходимым привлечь к данному исследованию  целый ряд работ, которые  носят исторический  характер в силу указанной причины, но, так или иначе, касаются проблем становления социал-демократии как политического движения. Необходимо также отметить, что, если исследования авторов, стоящих на большевистских позициях, уже введены в научный оборот и достаточно хорошо изучены, то работы небольшевистских авторов пока еще ждут своих исследователей, поэтому в связи с темой данной работы их подходы и взгляды на генезис российской социал-демократии особенно интересны.

Вместе с тем, в-третьих, несмотря на позднюю институализацию политической науки в России, целый ряд работ как начала 20 века, так и современных  носят характер, близкий к политологическому, касаясь теоретических вопросов генезиса и развития политических партий России с точки зрения предмета этой науки. Именно эти работы обращают на себя особое внимание автора при изучении выбранной темы.

В-четвертых, исследование российской социал-демократии начала и конца нашего века как политического движения предполагает определенные сравнения и аналогии, которые необходимы для выявления общих и особенных черт данных политических движений. Такая цель предполагает приведение понятий, терминов, фактов в единое смысловое поле с четко ограниченными рамками. Именно поэтому целесообразно уделить внимание не только самим документам российской социал-демократии, но и сделать попытку выяснить, что стояло за тем или иным документом и термином, какой смысл вкладывался в те или иные понятия, причем как в историческом плане (диахронически), так и внутри конкретного периода (синхронически).

          В-пятых, учитывая, что партология, как одна из дисциплин политологии, изучающая закономерности возникновения и развития политических партий, является достаточно новым явлением в современной российской политической науке, представляется целесообразным в рамках данной работы использовать основные подходы современного понимания сущности  политических партий и их роли в политическом процессе применительно к социал-демократическому движению. В связи с развитием социал-демократического движения в сегодняшней России, особенно актуальным представляется рассмотрение основных теоретических положений политологического исследования современного этапа развития российской социал-демократии.

Говоря об исследованиях данной  темы, необходимо отметить, что  в целом проблема генезиса и развития российской социал-демократии 20 века еще не стала предметом комплексного, целостного научного рассмотрения.

Вместе с тем, нельзя сказать, что эта проблематика совсем не привлекала исследователей. Однако, в большинстве своем такие работы носили локальный, и даже утилитарный характер, то есть были подчинены жесткой идеологической конъюнктуре, тенденциозны и односторонни.  

Один из  современных исследователей развития российской социал-демократии В.Х. Тумаринсон в своем диссертационном исследовании [12] выделил два периода развития исторических знаний по теме. Первый охватывает 1900-1989/91 годы, второй – с 1989/91 по настоящее время.

Не оспаривая право автора на такое видение и учитывая, что речь у Тумаринсона все-таки  идет об исторических знаниях, диссертант предлагает свою периодизацию развития знаний по избранной теме.

Особо необходимо отметить, что периодизация носит нелинейный характер, что предполагает одновременное существование и развитие различных направлений в рамках одного исторического периода. Кстати, и у В.Х.Тумаринсона, несмотря на кажущуюся простоту его «двухчленной» модели периодизации, в содержательном плане присутствует нелинейность, связанная с существованием  меньшевистской эмигрантской историографии 1920-1940 гг. и зарубежной западной историографии наряду с официальной советской историографией.

 Исследование  сущности и основ  российской социал-демократии началось практически одновременно с выходом этого движения на политическую арену в конце 19 века.

Исторически промежуток времени с 1900 г. по настоящее время можно разделить на три периода. Первый охватывает 1900 – начало 20-х годов, второй – середину 20-х годов – 1988 г., третий – с 1988 по настоящее время.

Объективным критерием для предложения и использования именно такой периодизации послужили изменения, носящие характер парадигмальных сдвигов, в методах и результатах научных исследований, концепций и выводов, полученных на основе применения различных методологий. Особо необходимо отметить существование параллельных направлений в изучении российской социал-демократии во второй период, связанных, с одной стороны,  с советской официальной наукой и, с другой стороны, с меньшевистской эмигрантской и зарубежной западной историографией, а также в третий период, что обусловлено появлением в 80-х годах нашего века на российской политической арене социал-демократии и началом ее исследований.

          Развитие научных знаний о российской социал-демократии как политическом движении началось в начале нашего века, когда эта политическая сила только вышла на политическую арену.

Авторами ранних работ о российской социал-демократии, в основном, были сами участники социал-демократического движения (В. Акимов-Махновец, Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, Ф.И. Дан, М.Н. Лядов, А.Н. Потресов и другие).

          К первым  попыткам систематического изложения основных установок еще формирующейся партии социал-демократов относятся доклады российской социал-демократии о своей деятельности международным социалистическим конгрессам. Автором первых докладов Брюссельскому конгрессу (1891) и Лондонскому конгрессу (1896) был Г.В. Плеханов. Уже из этого факта видно, что российская социал-демократия начиналась и осознавала себя как часть международной социал-демократии.

Однако, анализ работ конца 19 – начала 20 веков, посвященных генезису российской социал-демократии, показывает, что большинство из них писались «на злобу дня» и отражали мнение социал-демократов о текущих политических событиях, не носили научного характера.

          Вместе с тем, уже в первые годы 20 века появились и работы обобщающего характера [13] .

Необходимо отметить, что основными проблемами, рассматриваемыми в этот период, были вопросы происхождения и основных этапов развития социал-демократического движения.

          В этих работах, наряду с чисто исторической проблематикой, поднимался целый ряд вопросов, которые касаются развития социал-демократии как политического движения. Это, прежде всего:

          - проблема «происхождения» социал-демократического движения;

          - становление организационных принципов социал-демократии;

          - появление, сотрудничество и борьба различных течений в социал-демократии;        

          - роль социал-демократии в политических событиях революции 1905-1907 годов.

Одной из первых работ, содержащих анализ развития социал-демократии, была работа М.Н. Лядова [14] . Его взгляды достаточно хорошо изучены в советской историографии [15] , поэтому есть смысл остановиться лишь на общей оценке им социал-демократического движения.

Для написанной с большевистских позиций работы Лядова характерно следование за идеями В.И. Ленина и оправдание ленинского плана построения партии. Для Лядова социал-демократия – это, прежде всего, партия пролетариата и для пролетариата. Причем, М.Н. Лядов особо обращает внимание на борьбу социал-демократии с так называемым «экономизмом», «легальным» марксизмом, которые автор критикует за призывы к «мирному развитию рабочего движения» и отказ от революции [16] . Таким образом, уже в этой ранней работе закладываются основы взгляда на социал-демократию как на революционное пролетарское движение. Позднее такой подход  рассмотрения социал-демократии превратился в основной самодовлеющий принцип.

Однако в первый период развития знаний о социал-демократии существовали и иные подходы. П.Б. Аксельрод, А.Н. Потресов, Ф.И. Дан в своих работах [17] пытались показать социал-демократию как интеллигентское течение, не имеющее достаточной опоры на пролетарские слои. Социал-демократическая партия, утверждали они, - это чисто интеллигентская организация профессиональных революционеров, которая не имеет ничего общего с рабочей партией.

Е.Сельский в своей работе [18] сделал попытку рассмотреть многообразие течений в современной ему социал-демократии, не выделяя особым образом большевистское направление. Автор, основываясь на материалах партийной печати и съездов РСДРП, делает вывод, что разделение на большевиков и меньшевиков на II съезде не носило принципиального характера. Одним из главных аргументов в пользу такого утверждения Е. Сельский  считает то, что резолюции  III съезда и альтернативного съезда меньшевиков по вопросам программы мало расходились между собой. «Организационные начала тем и другим съездом были приняты почти одинаковые, с той лишь разницей, что большевики, признавая демократическое выборное начало организации, делали оговорку проводить его «по возможности» [19] .

В 1909 году началось 5-томное издание «Общественное движение в России в начале 20 века» под редакцией Л.Мартова, П.Маслова и А.Потресова [20] . Издание начиналось уведомлением читателей о том, что «предлагаемый коллективный труд ставит своей задачей дать объективное исследование того исторического процесса, который сделал необходимым общественный кризис, пережитый нашей Родиной в начале текущего столетия, равно как выяснить самый ход этого кризиса и вскрыть действие объективных и субъективных факторов, влиявших на его течение». Необходимо отметить, что по замыслу редакции все статьи издания связаны воедино общностью методологии исторического исследования и что в 5-томнике помещены только те статьи, которые «с наибольшей бесспорностью отражают эту общность и наименее зависят от частностей и индивидуальных точек зрения».

          Характерно, что, по мнению Ленина, задача авторов  пятитомника - не желание разобраться в переломном этапе истории России, а стремление опровергнуть основные программные идеи революционной социал-демократии. Именно ленинские высказывания об этом труде, как оппортунистической истории русской революции, широко цитировались советскими авторами. Для целей данного исследования особый интерес представляют статьи Ю.О. Мартова, посвященные истории социал-демократии, тем более, что на их основе Мартовым была написана работа «История российской социал-демократии», вышедшая уже после Октябрьской революции, в 1923 году.

          Для Мартова российское социал-демократическое движение, начавшись с образованием группы «Освобождение труда», отличалось, во-первых,  широким участием интеллигенции, а во-вторых, российской трансформацией марксизма. Мартов видел в «экономизме» и «легальном марксизме» необходимые этапы развития социал-демократии, а в расколе социал-демократии – влияние идей Э.Бернштейна и последствие сложностей, с которыми было связано в России организационное оформление политических партий. Для Мартова и большевики, и меньшевики являлись течениями социал-демократического движения, правда, большевики, по Мартову, течение сектантское и заговорщицкое [21] .  

          Необходимо отметить, что Мартов не был одинок в своем резко критическом отношении к организационным принципам большевизма. П.Б. Аксельрод писал в это время, что ленинское понимание партии – даже не якобинство, а «упрощенная копия или карикатура бюрократическо-самодержавной системы нашего министерства внутренних дел» [22] .

          Не преуменьшая значения первых исследований российской социал-демократии, необходимо признать, что нелегальное положение партии, недоступность достаточной совокупности источников и причастность авторов к острой идейной борьбе между различными течениями социал-демократии, снижают научную ценность и объективность этих трудов. Однако, несомненно, написанные практически по следам происходящих событий, эти работы содержат в себе и нечто более важное, чем документальная четкость – реальные идеи и мысли участников политических событий и дискуссий.

          Характерна оценка, данная ранним работам А.С. Бубнова и Батурина [23] в 1925 году В.И. Невским, который отмечал, что эти книги лишь «попытка дать руководящую нить при изучении истории нашей партии», «прекрасные научно-пропагандистские брошюры» [24] .

          В период 1910-1916 годов следует отметить ряд работ, в которых специально исследовался генезис российской социал-демократии на основе опыта почти десятилетней деятельности, включая и опыт первой русской революции.

          Особенно интересна в связи с темой данного исследования работа Ф.Булкина [25] , тем более, что взгляды, в ней выраженные, характерны практически для всех небольшевистских авторов, принадлежащих к социал-демократии. Поставив задачу выяснить необходимость для рабочего класса выступить на путь открытого политического существования, автор на основании доступных ему источников делает вывод, что  РСДРП – это прежде всего партия интеллигенции, и в этом вся суть данного движения. Именно поэтому, по мнению автора, «особенно ненормальным было бессознательное стремление интеллигенции быть партией рабочего класса». Интеллигенция, по Булкину, оказалась неспособной найти полного контакта с пролетариатом. Выявляя причины этого, автор выделяет политическую недифференцированность и аморфность населения; неразвитость производственных отношений и то, что интеллигенция пришла к марксизму раньше, чем в стране сформировался более или менее осознавший себя рабочий класс [26] .

         Автор твердо уверен, что и меньшевизм, и большевизм, по крайней мере до 1905 года, являлись лишь течениями интеллигентской мысли, что и доказали события первой русской революции. Говоря о концепции социал-демократии, Ф.Булкин отмечал, что как большевики, так и меньшевики были довольно далеки от коренных интересов пролетариата.

Со сходных позиций освещает историю социал-демократии В.Акимов-Махновец, взяв за основу так называемую «теорию стадий», полагая, что социал-демократия последовательно проходит в своем развитии определенные стадии: кружковщина, экономическая агитация, «экономизм», стадия политической борьбы. Описывая зарождение социал-демократических организаций в Вильно, Петербурге, Киеве, Акимов-Махновец подвергает критике большевистскую концепцию пролетарской партии, выступает против «чисто заговорщицкого взгляда на организацию» [27] .

          Таки образом, данные авторы стараются рассматривать историю российской социал-демократии как общий процесс развития различных течений и направлений (в данном случае большевизма и меньшевизма), борьбы и взаимовлияния этих течений.              

          В отличие от более поздних теоретических построений о рождении на II съезде РСДРП новой партии большевиков, исследователи 10-20 годов  полагали, что на II съезде в результате раскола искровцев возникли две фракции одной партии, то есть эти авторы вполне справедливо считали большевизм течением (одним из нескольких) в РСДРП. Так, Г. Линдов в 1917 г. писал, что на II съезде произошел раскол и «возникли те две фракции, которые существуют до сих пор» [28] (то есть до 1917

года). Позднее, другой большевистский автор, А.С. Бубнов в своей работе «Основные моменты развития Коммунистической партии в России» (1921 г.) отмечал, что до 1912 года два направления, большевистское и меньшевистское, существовали внутри РСДРП, причем только в 1912 году «был завершен процесс организационного оформления большевистской партии» [29] .

          Вместе с тем, характерен переход от попыток объективного исследования генезиса российской социал-демократии к огульному обвинению меньшевистской части партии и превознесение тактики и стратегии большевиков, произошедший в 20-х годах. Собственно этот переход и можно считать началом второго периода в исследовании российской социал-демократии.

          В изданной в 1923 году работе Л.Б. Каменева  «Между двумя революциями» [30] лидеры меньшевистского направления в социал-демократии  (Мартов, Череванин, Потресов и Аксельрод) назывались «мелкотравчатыми меньшевиками», взявшими «курс на приспособление своей меньшевистской мысли к кадетской –политической платформе». Не отставал от Каменева в резких выражениях в адрес меньшевиков и Зиновьев [31] .

          Для  Н.Н. Попова меньшевизм в России – не что иное как «длительная попытка со стороны буржуазно-демократической интеллигенции использовать классовое движение рабочего класса в своих буржуазных целях» [32] .

          В русле общей критики меньшевистского направления в социал-демократии была написана и серия брошюр  И.Вардина [33] . Характерно, что исследование социал-демократического направления в этой работе было заменено повторением нескольких стереотипов, тенденциозных и демагогических. Так, Вардин  утверждал, что «меньшевизм хотел утверждения у власти буржуазии», что характерной чертой этой партии было «лицемерие и двурушничество».  К сожалению, такие штампы все больше и больше заполняли большевистскую литературу.

          Необходимо отметить, что определенную роль в изучении социал-демократии сыграл и глава советского государства В.И. Ленин.  Именно его оценки и анализ  концепции и идей  российской социал-демократии, включая различные ее направления, легли в основу основной массы исследований. Однако, необходимо учитывать, что  работы  Ленина, на которых основывались большевистские авторы, всегда носили ярко полемический характер, имели четко обозначенную политическую, а не научную цель.

          Впрочем, в 20-х годах взгляды на генезис и основные положения социал-демократии еще не превратились в догму, еще велись дискуссии и существовал довольно значительный разброс мнений, в частности, по вопросу происхождения социал-демократии и ее корнях на российской почве.

Целый ряд исследователей (И.А. Теодорович, С.И. Мицкевич, А.Ф. Рындин) полагали в своих работах, что большевизм явился продолжением народнического движения. М.Н. Покровский в статье «Корни большевизма в русской почве» (1923 г.) с пафосом отмечал: «и в прокламации «Молодой России» … и в социалистических проектах «каракозовского кружка», и в пророческом предвидении 65 статьи советской конституции у Ткачева на нас глядит тот же большевизм» [34] .

Этой же точки зрения придерживался С.И. Мицкевич, утверждая, что «русская революция в значительной степени произошла по Ткачеву: путем захвата власти в заранее назначенный срок (25 октября) революционной партией, организованной по принципу строгой централизации и дисциплины, и эта партия, захватив власть, действует во многом по тому методу, который рекомендовал Ткачев» [35] .

Характерно, что в подобные идеи не раз высказывались различными исследователями. Т.Масарик сравнивал большевистскую партию со средневековым монашеским орденом, приравнивая большевизм и бакунизм [36] . В 1950 г. Р.Абрамович выступая на страницах  «Социалистического вестника» отмечал, что идейными истоками большевизма были философия Ткачева и практика Нечаева. Приводя характерные выдержки из работ последних, Абрамович пытается доказать, что совсем не марксизм победил в 1917 году, победило старое, традиционное бунтарское народничество, имевшее глубокие корни в отсталости страны и ее основном классе – крестьянстве [37] . Об этом же писал и американский исследователь А. Мейер, обобщая подобные тезисы следующим образом: «Ленинизм обладает многими общими чертами с русскими движениями протеста 19 столетия и может рассматриваться как звено в развитии специфически русской социальной мысли» [38] .

Таким образом, можно отметить существование в начале 20-х годов исследовательского интереса  к корням социал-демократического движения, причем характерен  достаточно широкий диапазон оценок, данных как всему социал-демократическому движению, так  и отдельным его направлениям.

          В общем и целом для первого периода развития научных знаний о российской социал-демократии было характерно существование нескольких точек зрения по вопросу происхождения социал-демократии: от чисто интеллигентской организации (Ф.Булкин, В.Акимов, Е.Сельский) до  рабочей (М.Лядов, Н.Батурин, А.Бубнов). Существовал определенный разброс мнений и по вопросам организационных принципов социал-демократии: от безусловной критики ленинских принципов организации партии и ориентации на западноевропейский тип (Ю.Мартов, П.Аксельрод, А.Потресов) до абсолютизации большевистского плана построения партии (И.Вардин, А.Зиновьев, А.Бубнов, Н.Попов). Однако, поляризация мнений не была абсолютной, имели место  дискуссии и споры между сторонниками различных подходов, характерно и то, что точки зрения ряда исследователей трудно позиционировать в рамках  двух противостоящих направлений (В.Невский, Г.Линдов).  

          Итоговым достижением возникшей в 20-е годы историко-партийной науки, стали четыре тома «Истории ВКП(б)» под редакцией Е.М. Ярославского (1926-1930). Издание многотомника началось в 1926 году и осталось незаконченным. В этой работе было положено начало игнорированию меньшевистского направления как равноправного участника социал-демократического движения.

          Именно конец 20-х – начало 30-х годов стали для советской историографии переломными в переходе к резко отрицательному восприятию социал-демократизма в целом и небольшевистских направлений в нем, причем характер появившихся изменений позволяет говорить о начале нового периода в исследованиях российской социал-демократии.

В конце 20-х годов в научную литературу были введены новые понятия и категории, такие как,  учение Ленина о партии, ленинизм и так далее. Уже в середине 20-х годов исследование российской социал-демократии начинает сводиться лишь к изучению большевистского направления. В 1924 году появились первые работы об основах ленинизма, как учения о партии нового типа [39] . Авторы этих работ приравнивали марксизм и ленинизм, выступали против попыток их противопоставления. «Большевизм (ленинизм) вырос на прочной основе марксизма» – писал П.М. Керженцев. Этот же автор, впрочем, анализируя различия между позициями двух частей социал-демократии, вполне справедливо отмечал: «Меньшевикам социал-демократическая партия рисовалась по типу немецкой или французской, то есть партией парламентариев, нуждавшихся в хороших депутатах и искусных журналистах, то есть в интеллигенции. Они видели перед собой не столько вооруженное восстание, сколько то легальное парламентское существование, какое имело место в Европе [40] »

В конце концов, возобладал взгляд на историю российской социал-демократии лишь как на историю партии большевиков. Завершающим звеном в этом процессе стал судебный процесс над «Союзным бюро ЦК РСДРП меньшевиков» (1931), появление серии обвинительно - клеветнических статей и книг. Тогда же в связи с так называемым «академическим делом» начались аресты историков, и развитие исторической науки было поставлено под контроль государства.

О полной победе данного подхода к изучению социал-демократии было заявлено на Всесоюзном совещании преподавателей  ленинизма, истории ВКП(б) и коминтерна (февраль 1930). Разоблачая идеи, выраженные в книге А.С. Мартынова «О меньшевизме и большевизме», историк-большевик Д.Я. Кин заявил, что «очень важно четко и ясно подчеркнуть нашу задачу изучения истории партии как большевизма, а не РСДРП вообще» [41] . Это вывод и был закреплен в тезисах совещания «История партии как наука».

          В 1933 году впервые официально был введен термин «партия нового типа» для определения большевистской партии. Характерно, что данный термин был заимствован у Ленина, однако последний употреблял его по другому поводу, причем в различных значениях. В 1915-1918 гг., характеризуя социал-демократическое движение западных стран, Ленин отмечал, что рабочему движению нужны другие, «иные», «новые» партии, «партии нового типа».

          Дальнейшие исследования социал-демократического движения в России велись только в рамках истории РКП(б) и КПСС, где основное внимание уделялось большевистскому направлению и  борьбе большевиков с самодержавием и с другими политическими партиями, в том числе и с социал-демократическими.

Со второй половины 50-х годов, под влиянием «оттепели», советские исследователи начали постепенно отходить от догм «Краткого курса». Однако, советская историография старалась не оценивать вообще социал-демократическое движение как самостоятельное, заостряя свое внимание на развитии большевизма и борьбе последнего с другими, небольшевистскими течениями в социал-демократии.

          Необходимо отметить и политический аспект данной проблемы, так как историческая и политическая науки в советское время активно использовались властями для формирования иррационального сознания. При этом отмечалось, что  на рубеже 19 и 20 веков отечественная историография переживала глубокий кризис, выход из которого помог найти лишь марксизм. Причем под последним понималась только его ленинская интерпретация, а любая отличная от ленинской трактовка идей Маркса и Энгельса объявлялась «оппортунистической». Соответственно, и политические идеи большевиков провозглашались единственно верными. Например, создание Лениным партии нового типа считалось высшим достижением революционной теории и практики, а меньшевистская концепция партии характеризовалась как «терпимая» к оппортунизму.

          Эволюция небольшевистских направлений в российской социал-демократии освещалась лишь в общих чертах в работах по истории КПСС. Исключением можно считать главу в монографии о непролетарских партиях России, где дан очерк истории меньшевистских группировок в годы реакции и начала нового революционного подъема [42] . В нем, в частности, отмечалось существенное отличие меньшевистского движения и взглядов меньшевиков в 1908-1914 годов от их идей 1903-1907 годов, связывая это отличие с ликвидаторскими тенденциями в социал-демократии [43] . Авторы сборника признают наличие в российской социал-демократии двух течений (революционного и оппортунистического) и двух принципиально различных партий: пролетарской революционной (большевики) и мелкобуржуазной оппортунистической (меньшевики) [44] . Различия между этими двумя типами партий в том, что «если В.И. Ленин добивался создания боевой партии нового типа, способной возглавить борьбу пролетариата как гегемона грядущей буржуазно-демократической революции, то Мартов и его сторонники ориентировались на ставший уже традиционным опыт западноевропейских  социал-демократических партий с их открытым доступом для всех желающих, идеологическим плюрализмом, легализом, слабой дисциплиной и склонностью к компромиссам с либеральной буржуазией» [45] .

Однако, необходимо отметить, что для этой работы все же характерны общие недостатки работ данного периода: меньшевистское течение рассматривается изолированно, вне взаимодействия с большевистской и другими партиями, а также с массами. По традиции партия меньшевиков рассматривается только как носительница определенной концепции (причем понятой очень предвзято), а не как носительница определенной идеологии, не упоминаются лидеры партии, не раскрываются их позиции и роли.

          Интересное и характерное наблюдение сделали авторы одной из первых историографических работ по истории политических партий в России: сравнение результатов исследования системы, эволюции и деятельности российских политических партий в 1905-1907 и в 1907-1914 годах показывает, что степень изученности первого из указанных периодов значительно выше [46] . Подобное соотношение сохранилось и до настоящего времени, что ставит перед исследователями задачу изучения характера социал-демократического движения в период после 1907 года. Тем более, что этот период характерен первым опытом парламентской деятельности социал-демократии, то есть попытками превратиться в политическую партию западноевропейского толка.

           Лишь в 1989 году была поставлена задача объективного научного изучения истории социал-демократии, включающей в себя историю и теорию меньшевизма, как равноправную часть наряду с большевистским направлением, вместо традиционного для советской историографии «разоблачения» политических взглядов и тактики небольшевистских партий.

          Именно в конце 80-х годов появился целый ряд работ, призванных восполнить пробел в исследованиях небольшевистского направления в российской социал-демократии. Практически все эти работы носят исторический характер и касаются «исторических судеб» меньшевизма и выявления роли и позиции наиболее видных представителей – Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, А.Н. Потресова.

          Основные задачи данного направления в исследовании российской социал-демократии достаточно полно определили авторы одной из первых публикаций о меньшевистской партии историки Г.Иоффе и С.Тютюкин, которые отмечали, что «сейчас политическое наследие меньшевиков нуждается в объективном и серьезном изучении, а многие их экономические и политические идеи – идеи демократического социализма- сегодня весьма актуальны» [47] . Авторы справедливо  считали меньшевизм органической составной частью рабочего движения  в России, одним из течений внутри марксизма, отметив, что  «для меньшевиков характерен поиск компромиссных вариантов политических решений, стремление к общенациональному согласию всех демократических сил.

          Необходимо отметить работу З.М. Зотовой [48] , в которой, несмотря на целевую заданность выяснения ленинской концепции пролетарской партии, исследуется большой круг источников и дается широкая панорама идейно-теоретических дискуссий по вопросам организационного построения социал-демократической партии. К безусловным достоинствам работы можно отнести и то, что автор не ограничивается рассмотрением только ленинской концепции, справедливо полагая, что ее правильное понимание возможно только в сравнении с другими концепциями, в их взаимодействии и взаимовлиянии. В целом, можно также отметить, что  работа носит не только исторический, но и политологический, партологический характер.

          Вместе с тем, в ряде работ сохраняется тенденциозный подход к изучению российской социал-демократии. Так, вряд ли можно согласиться с утверждением И.М. Федорина, что уже в период I  съезда РСДРП партия «создавалась как централизованная и действительно революционная марксистская партия» [49] . Как известно, на первом съезде только была поставлена задача создания организованной партии, причем сама форма этой организации на съезде не прояснялась, а последующие события показали, что именно по этому вопросу существовали весьма различные точки зрения.

          90-е годы стали временем появления исследований роли выдающихся представителей небольшевистского направления в социал-демократии [50] . Это дало возможность С.В. Тютюкину отметить «настоящий прорыв», который произошел в последние годы в области биографического жанра [51] . Исследователи старались восполнить тот пробел, который образовался в период, когда роль таких деятелей как Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, А.Н.Потресов оценивалась только негативно.

          Вместе с тем, появление большого количества работ о лидерах социал-демократического движения пока не привело к созданию сколько-нибудь цельной картины социал-демократического движения в России. В этом отношении можно отметить лишь  работы  С.В.Тютюкина и

В.В.Шелохаева и В.Х. Тумаринсона [52] . Несмотря на то, что эти работы носят ярко выраженный исторический характер, целый ряд страниц в них посвящен проблемам развития социал-демократии как политической организации.

          С.В. Тютюкин и В.В. Шелохаев в своей работе впервые попытались на широком историческом фоне, с привлечением большого количества  документальных источников  показать основные аспекты деятельности российских социал-демократов в один из переломных периодов отечественной истории.    

          Авторы справедливо отмечают, что в начале XX  века марксизм пустил в российской действительности глубокие корни, причем за период 1905-1917 годов марксисты накопили большой опыт нелегальной и легальной работы в массах. Особое внимание авторы уделяют думской деятельности социал-демократов, где, как известно, меньшевики были более активны, чем большевики. Характерно, что в данной работе (написанной в 1989-1991 гг.) отмечалось, что пути двух марксистских течений российской социал-демократии (большевиков и меньшевиков) окончательно и бесповоротно разошлись в 1917 году. Большевики взяли курс на жесткую диктатуру, осуществляемую от имени пролетариата, а в действительности подминающую под себя и сам рабочий класс, а меньшевики постепенно определялись как сторонники демократического социализма, более адекватного первоначальному замыслу Маркса, но явно не вписывавшегося в тогдашнюю российскую действительность [53] .

          Интересен и анализ, предпринятый В.Х. Тумаринсоном, возможностей консенсуса между большевиками и меньшевиками. Автор справедливо отмечает, что споры между этими двумя течениями в российской социал-демократии о типе партии, соответствующей по своей организации и целенаправленности требованиям обеспечения ближайших и будущих задач, аккумулировали различные концепции революции. Однако, автор  дает достаточно противоречивое объяснение споров и разногласий большевиков и меньшевиков. Нельзя полностью согласиться с тем, что «в оргвопросе, как в фокусе, сконцентрировались все политические идеи меньшевизма и большевизма» [54] . С другой стороны, автор настаивает на том, что «личные амбиции, уязвленное самолюбие с гипертрофированными претензиями на лидерство … необходимо всегда включать в число фундаментальных причин, так и не состоявшегося в конечном счете консенсуса» [55] .

К сожалению в отечественной научной литературе не получила пока должного освещения деятельность социал-демократов в представительных органах Российского государства. Это произошло во многом из-за того, что наиболее активно проявляла себя в работе в Думе именно небольшевистская часть социал-демократии. Можно лишь отметить статью И.С. Розенталя по этой проблематике [56] , объем и целевая направленность которой позволяют говорить лишь о заявке на глубокое обобщающее исследование.

Многие российские исследователи в настоящее время отказались от точки зрения, согласно которой большевики представляли единственно верное направление в социал-демократии, а их противники всегда ошибались. Большим шагом вперед стало издание документов партии меньшевиков, до настоящего времени не введенных в научный оборот [57] .

          Однако, диалектическое понимание процесса развития российской социал-демократии начала века требует не только восполнения недостающих страниц, связанных с идеями и деятельностью меньшевиков, но и совмещения, «составления» в единую картину теории и истории всех течений в российской социал-демократии, определенной коррекции в сложившихся принципах раздельного изучения меньшевистских, большевистских и иных направлений. Данный процесс  может даже претендовать на то, чтобы его считали сменой научной парадигмы, то есть требуется определенное время  для выработки новых подходов и принципов исследования.

 Исследования генезиса и развития российской социал-демократии осуществлялись не только в рамках отечественной науки. Нелинейность этого процесса обусловлена наличием нескольких направлений в зарубежной науке, которые отличаются друг от друга, но которых объединяет общая черта – критическое отношение  к большевистскому течению в социал-демократии и особое внимание к другим социал-демократическим фракциям и партиям.

          Появление в 20-х годах в СССР жестко идеологизированной концепции развития социал-демократии как большевизма и вынужденная эмиграция лидеров меньшевизма в страны Западной Европы привело к появлению специфического направления в исследованиях, связанного, прежде всего, с изданием «Социалистического вестника». В период с 1921 по 1963 год вышло 784 номера этого издания [58] , который издавался в Берлине, Париже, Нью-Йорке. Большинство материалов этого издания были посвящены судьбам меньшевистской части социал-демократии и критике теории и практики большевизма. Характерной чертой этого эмигрантского журнала была хорошо налаженная связь редакции с корреспондентами в России, в основном, меньшевиками. Активным автором журнала и его вдохновителем до своей смерти в 1923 году был Ю.О. Мартов, в «Социалистическом вестнике» им опубликовано 83 его работы [59] . Активно участвовали в выпуске издания Ф. Дан, Р. Абрамович.  Вместе с тем, характер статей, опубликованных в «Социалистическом вестнике», носит скорее публицистический характер, обусловленный стремлением авторов воздействовать на политическую реальность Советской России и идейно и политически сохранить меньшевистское направление социал-демократического движения.

 Несмотря на обилие зарубежных работ по данной тематике, западные исследователи также пока не приблизились к изучению российской социал-демократии в целом.

          Для зарубежных исследователей российской социал-демократии характерен перенос внимания на небольшевистские направления этого политического течения, то есть на те проблемы, которые не исследовались в СССР или исследовались тенденциозно.

          В связи с этим, в зарубежной историографии так же, как и в отечественной, отсутствует цельное понимание концепции российской социал-демократии. Однако, из ряда работ видно, что авторы сознают единство различных течений в социал-демократии. Так, американский исследователь  Р.Киндерсли, одним из первых посвятивший свою работу «легальному» марксизму [60] , обращал внимание на то, что «легальные» марксисты» были прежде всего марксистами, социал-демократами, которым российские условия не дали такой свободы, которую получил немецкий ревизионист Э.Берншетейн. Именно поэтому Киндерсли подробно останавливается на периоде совместной деятельности П.Б. Струве и Ленина, Мартова, Потресова.

Для зарубежных исследователей в 50-60-х годах было характерно обращение к биографиям деятелей социал-демократического движения, которые в отечественной науке оказались незаслуженно забыты или

представлены в идеологическом ключе [61] . В этих работах достаточно традиционным является утверждение об особой роли национального фактора в развитии социал-демократии, близости меньшевистского направления  к партиям западноевропейского типа, заговорщицком, «якобинском» характере большевистской партии, преувеличение значения, оказываемого  психологическими особенностями лидеров социал-демократии на характер и особенности политического движения.

Нельзя не отметить межуниверситетский проект по истории меньшевизма и его авторов Л. Хэймсона, А. Уалдмана, З.Галили и других. В их работах особое внимание уделено становлению меньшевизма и его борьбе с большевистским направлением, взаимоотношениям социал-демократической партии и промышленного пролетариата [62] . 

          В своих работах Л.Хэймсон и А.Уалдман сделали попытку исследовать начальный период российской социал-демократии, причем если для Хэймсона характерно рассмотрение этого вопроса через призму деятельности центральных фигур социал-демократии (Плеханов, Ленин, Мартов), то Уалдман  предпринял попытку исследовать характер взаимодействия между интеллигенцией и рабочим движением в конце XIX начале XX веков.

Вместе с тем, оба автора едины в своем понимании противоречий, свойственных российской социал-демократии, главным из которых они считают следующее: интеллигентский характер организации, с одной стороны, и попытка мобилизации широких социальных сил для совершения революции, с другой. Характерным для авторов также является отсутствие политических оценок действий меньшевиков, данных В.И. Лениным и другими большевиками.

В обобщающей работе о русской революции американского ученого Р.Пайпса также большое внимание уделяется особенностям развития российской социал-демократии. Однако, вряд ли можно целиком согласиться с его выводами о том, что вражда между большевиками и меньшевиками была «скорее всего следствием личной неприязни, чем идеологических предпосылок» [63] . Вообще подобный тезис как следствие усиленного внимания к психологической составляющей политического процесса характерен для западных исследователей.

С другой стороны, Пайпс отмечает такую, общую для всех направлений российской социал-демократии, черту как слабая связь с промышленным рабочим классом.

Характерно для западной историографии и то, что Пайпс пытается вывести корни ленинской концепции социал-демократической партии из традиций организации «Народная воля», подчеркивая, что Ленин только по двум позициям отошел от народовольческих принципов. Во-первых, считает Пайпс, «Народная воля» управлялась только коллегиально, тогда как социал-демократическая партия (ленинская ее часть) во многом, если не во всем, зависела от воли ее создателя. Во-вторых, «Народная воля» не претендовала на то, чтобы стать правительством [64] . Однако, отсутствие системного и глубокого обоснования делают  подобные утверждения несколько поверхностными.

Нельзя не отметить и такое присущее западным авторам направление, как придание Бунду и вообще еврейскому рабочему движению исключительной роли в образовании РСДРП. Так, Л.Шапиро утверждает, что именно у Бунда Ленин заимствовал идею создания самостоятельной пролетарской партии в России, что именно Бунд, а не «Союз борьбы» положил начало соединению научного социализма с массовым рабочим движением [65] .

Наиболее значительным явлением в зарубежной историографии послеоктябрьского меньшевизма можно считать вышедшую в США монографию В.Бровкина [66] и переведенную на русский язык работу З. Галили [67] . В этих исследованиях исследуется деятельность меньшевиков в

первый год пролетарской диктатуры. Работа основана на большом круге источников, но без привлечения материалов из советских архивов. Достоинство книги Бровкина в том, что автор не ограничивается освещением позиции представителей партии меньшевиков в ВЦИК Советов, а пытается выяснить результативность их деятельности в местных советах и рабочих организациях. Исследование Галили построено на изучении позиции лидеров меньшевизма в 1917г. и в последующие 3 года, опыта меньшевистского «хождения во власть», участия меньшевиков в работе коалиционного правительства. Однако, как было справедливо отмечено С.В. Тютюкиным в рецензии на эту работу, при всех ее достоинствах, автор неоправданно мало внимания уделил позиции Мартова, который в ряде моментов резко разошелся с Церетели, Чхеидзе и Даном, осуществлявшими в тот период официальное руководство партией [68] . 

К сожалению, в зарубежной историографии, как и в отечественной, не нашел отражения парламентский опыт российской социал-демократии, то есть та деятельность, которая наиболее характерна для современных политических партий.

          Таким образом, исследования зарубежных авторов по данной теме внесли определенный вклад в изучение концепции российской социал-демократии, в научный оборот был введен целый ряд ценных источников, находящихся в зарубежных архивах и недоступных для отечественных ученых. Вместе с тем, идеологическая направленность, характерная для советской историографии, повлияла и на западных ученых. Это проявилось, прежде всего, в тематике исследований, посвященных, в основном, апологетизации небольшевистских направлений социал-демократии,  усиленном внимании к идеологическим и политическим принципам большевизма. Причем, с точки зрения их критики, как основы критики советской системы.

           Нелинейный и достаточно дискретный характер (особенно в советское время) накопления научных знаний о российской социал-демократии проявился и в конце 80-х годов нашего века, когда на политическую арену стали выходить партии, называющие себя «социал-демократическими».

Исследование феномена современной российской социал-демократии началось только в начале 90-х годов, когда была институализирована политическая наука и на политическую арену стали выходить вновь образуемые социал-демократические движения.

          О большом интересе к изучению современной  социал-демократии говорит тот факт, что в 1990 году в ИМЛ при ЦК КПСС состоялся «круглый стол», посвященный проблемам современной социал-демократии, ее теоретической мысли и политической практике.

          На «круглом столе», в частности, было отмечено, что пришло время по-новому более пристально взглянуть на развитие социалистической идеи в прошлом и настоящем, на теоретические искания и разработки мировой социал-демократии, на ее видение демократического социализма и путей к реализации его основных ценностей [69] .

          Участники дискуссии сошлись во мнении, что необходимо внимательно подойти к изучению опыта социал-демократов. Однако, акцент при этом  в основном был сделан на деятельности социал-демокра-тического движения западноевропейских стран.

Попытки перевести дискуссию на перспективы социал-демократического движения в России выявили целый ряд противоречий во взглядах, разрешить которые в рамках «круглого стола» не удалось.

Главным образом это касалось взаимоотношений коммунистической партии и социал-демократии. В.Я. Швейцер, говоря об общих и специфических чертах социал-демократии, выдвинул тезис о том, что социал-демократы и коммунисты очень разные, и что пока неправомерно говорить о социал-демократической перспективе коммунистической партии, особо подчеркнув, что в СССР , за исключением Прибалтики, социал-демократическое движение не имеет перспектив.

          Не соглашаясь с подобным тезисом, В.Ф. Масич заявил о возможности и необходимости сотрудничества коммунистической партии и социал-демократии, основанном на взаимном сближении позиций, преодолении тенденций к догматизму и упрощенчеству.

          Участники дискуссии признали, что на стыке исторических эпох социал-демократия занимает одно из лидирующих мест в политическом спектре западноевропейских стран, а процесс трансформации и качественного обновления коммунистического движения требует более глубокого и объективного научного изучения возможности и перспектив взаимодействия с социал-демократией [70] .

          В том же 1990 году на «круглом столе» в редакции журнала «Вопросы истории КПСС» состоялось обсуждение новой концепции дооктябрьского периода истории КПСС, к разработке которой приступили В.В. Шелохаев, Р.В. Филиппов, Н.В. Блинов, И.А. Алуф.

          В ходе дискуссии было отмечено, что пришло время действительно перейти от исследования концепции истории  большевизма, к концепции истории РСДРП, для чего необходимо привлечь работы Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова, Ф.И. Дана и других [71] .

          В.В. Шелохаев призвал историков «вернуться к первоисточникам, непредвзято взглянуть на прежних героев и «демонов» революции, отказаться от точки зрения, согласно которой большевики, по крайней мере в теории, всегда давали единственно правильное, оптимальное решение всех вопросов, а их идейные противники ошибались и изменяли народу [72] ».

Одним из важных шагов в создании научной картины развития социал-демократии стал выпуск сборников ИНИОН, реферативных и проблемно тематических. В частности в работах сопредседателя социал-демократической партии России Б.С. Орлова рассматриваются перспективы социал-демократии, обосновываются преимущества социал-демократической политической культуры, основанной на реформизме, компромиссном подходе. Орлов отмечает, что социал-демократия под социализмом понимает постоянный и непрерывный процесс гуманизации человеческих отношений в условиях демократии и демократическими методами, а тип поведения лидеров включает безусловную порядочность, приверженность идеалам социальной справедливости, отсутствие догматической зашоренности [73] .

В другом сборнике материалов, отражающих становление и развитие социал-демократической мысли и практики  в России, Б.Орлов отмечает, что цель исследования социал-демократии – не сводить счеты  с историей, а выяснить, «есть ли вообще силы, которые способны поддержать более высокий уровень политической культуры и вывести Россию в условия нормального цивилизованного общества» [74] .

          В этой связи необходимо отметить работу  З.М. Зотовой, в которой затронута тема исторической и политической преемственности между социал-демократами начала века и современной российской социал-демократией. Автором сделан вывод о том, что социал-демократы конца XX века, как в идеологии, так и в политике далеко отошли от социал-демократов прошлого. Прежде всего, это касается вопросов социального самоуправления социал-демократии (от классовой рабочей партии к партии всех трудящихся), отношения к капиталистической общественно-экономической системе и политической организации (от отрицания к принятию), целей и главных ценностей социальной деятельности [75] . Таким образом, по мнению З.М. Зотовой, современная российская социал-демократия скорее ближе к международному социал-демократическому движению, чем к социал-демократии России начала XX века.

Нельзя не отметить, что в последние годы появился целый ряд публикаций, посвященных проблемам российской социал-демократии, авторами которых являются активные деятели этого политического движения [76] . В  этих работах представлен большой фактический материал, однако, до серьезного научного уровня этим работам не дают подняться личные пристрастия авторов, их заинтересованность в пропаганде собственных политических взглядов. Обращает на себя внимание и четкая и осознанная ориентация авторов на ценности и опыт  западноевропейской социал-демократии, без учета отечественной традиции.

Таким образом,  подводя итог, можно отметить, что исследования генезиса и развития российской социал-демократии и в отечественной и в зарубежной науке не привели к созданию целостной картины развития российской социал-демократии, ее особенностей исторического и современного развития. Существующая мозаичная структура общего поля исследований не позволяет пока говорить о существовании системного изучения социал-демократии как политической партии. Практически не разработанным остался целый пласт, касающийся взаимоотношений  социал-демократии и нарождающегося российского парламентаризма и имеющий большое значение для рассмотрения концепции политической партии.

          Вместе с тем, нельзя не отметить наметившуюся синхронизацию в темпах развития новой парадигмы отечественной политической науки и исследований российской социал-демократии. Это особенно важно, так как осмысление парадигмальных свойств политологии слегка опережает развитие конкретных исследований. Исходя из этого можно  предположительно определить направление  и акценты дальнейших исследований концепции российской социал-демократии. Можно согласиться с А.И. Соловьевым в том, что преобразования последних полутора десятилетий в сверхжестко идеологизированной системе отечественных общественных наук обретают некоторые признаки научной революции. Интересно, что А.И. Соловьев выделяет и основные признаки этой революции: с одной стороны, качественное изменение и обогащение научных языков, с другой – усиление интервенции метафорических и литературных приемов в околополитические исследования [77] .

Проведенный анализ основных направлений и идей, касающихся осмысления генезиса и развития российской социал-демократии как политического движения позволяет сформулировать ряд выводов.

Во-первых, современная политическая наука рассматривает структуру и организационные принципы политических партий как важнейший критерий их типологии. Наиболее распространенным и общепризнанным является предложенное французским исследователем М. Дюверже подразделение всех партий на два основных типа: кадровая партия и массовая партия. Первая характеризуется общей аморфностью структуры; отсутствием жесткой регламентации членства в партии, регулярной процедуры взимания взносов. Вторая составляет прямую противоположность первой и характеризуется включением в нее всех сторонников, жестким взиманием взносов, автономным финансированием. К первому типу партий относятся все традиционные «буржуазные» партии, ко второму – партии авторитарного типа, которые претендуют на тотальный контроль над массами и стремятся к максимальной их мобилизации для достижения своих политических целей – захвата и удержания политической власти, осуществления соответствующей программы социальных преобразований [78] .

Таким образом, рассмотрение организационных основ социал-демократии  является необходимым условием  политологического изучения социал-демократии. (В этом смысле характерно замечание А.Н. Медушевского, который полагает, что данная типология политических партий напоминает то их разделение, которое стало предметом теоретической дискуссии между меньшевиками и большевиками по Уставу партии в период образования РСДРП в начале нашего века [79] ). Теоретическое осмысление концепции российской социал-демократии невозможно без выяснения того, как сами социал-демократы понимали политическую партию, какой смысл вкладывали в это понятие.

    Во-вторых, для политической партии важны не только способ ее организационного оформления, но и принципы, формы  и методы достижения своих целей, формы политического участия. Учитывая, что в советский период  исследователями был сделан большой вклад в изучение нелегальной деятельности революционной части российской социал-демократии, для понимания концепции этого политического движения особенно актуальным представляется рассмотрение легальной политики социал-демократов и, особенно, их отношение к нарождающемуся российскому парламентаризму. Это особенно важно, так как деятельность любой политической партии, ставящей перед собой политические цели, невозможна сегодня без признания самоценности парламентской демократии. В период «второго издания» российского парламентаризма исследование отношения одной из первых российских политических партий к представительной демократии является необходимым и для понимания сущности сегодняшнего периода политической истории.

           В-третьих, в настоящее время особое значение приобретает применение новых, современных методов исследования политических партий. В этой связи справедливым представляется замечание В.Х. Тумаринсона о том, что «последовательное и компетентное применение психоаналитических приемов и принципов исследования одновременно с общеисторическими (и политическими – Р.Е.) бесспорно обеспечивало бы приращение научных знаний» [80] . Одним из таких методов в применении к российской социал-демократии, мог бы быть метод сравнительного рассмотрения различных этапов развития  данной политической партии с выявлением общих и особенных черт, принципов, проблем. Весьма актуальным представляется и вопрос, поставленный в сравнительных политологических исследованиях политических партий, проведенных в рамках так называемого «проекта Джанды», который можно сформулировать примерно так: «Всегда ли сходные наблюдаемые факты, относящиеся к определенной характеристике партии, означают тоже самое в странах, значительно отличающихся по своей политической культуре?» [81] .

          В-четвертых, при анализе необходимо учитывать тот, факт, что социал-демократия как явление и как концепт для России является  заимствованием. В данном случае уместным будет привести слова М.В. Ильина, который считает, что большинство  отечественных политиков и политологов продолжают жить и работать с ощущением, что слова только сбивают с толку. При этом «чистые» политические идеи-понятия мыслятся как совершенно готовые, до конца ясные и как бы существующие сами по себе. Подобные иллюзии особенно очевидны, когда российским политикам приходится обращаться к понятиям, проработанным на Западе. Автоматически предполагается, что там они доведены до совершенства и абсолютной ясности, остается только переделать их в ином словесном оформлении или  просто транслитерировать, переписать русскими буквами [82] .

          В данном случае, заимствование концепта «социал-демократия» на самом деле является заимствованием лишь отдельных его структур, чисто внешних, что приводит  к дерационализации понятия, его мифологизации. Положение усугубляется и  тем, что собственно российское прочтение социал-демократии начала века было подвергнуто жесткой направленной деформации в 20-80-х годах.

          В этих условиях перед исследователями (и перед политиками) встает проблема фокусировки данного концепта из различных смысловых пластов и аспектов. Однако, пока такая фокусировка не произошла в политическом и языковом пространствах в результате постоянной и активной политической практики, пока этот концепт не наполнился специфическим российским содержанием и вокруг него не возникло «созвездие» тяготеющих к единому центру идей, всякое определение российской социал-демократии будет неминуемо страдать в лучшем случае неточностью, однобокостью и размытостью, а в худшем – тенденциозностью и конъюнктурностью. Такая неразработанность, непроявленность концепта, как мы увидим ниже, стала одной из причин современного состояния российской социал-демократии. [83]  

[1] Цит. по Э. Берк //Суета сует. Пятьсот лет английского афоризма . М., 1996.  С.113.

[2] Валлерстайн И. Социальная наука и коммунистическая интерлюдия, или к объяснению истории современности. //Полис, 1997,  №2.  С.6

[3] Пшизова С.Н. Какую партийную модель воспримет наше общество? //Полис, 1998,  №4. С.108.

[4] Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. С.674.

[5] Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997. С.81-90.

[6] См. Шелохаев В.В. Многопартийность, «висевшая в воздухе» //Полис, 1993, №6. С.166. , Политическая история России. М., 1998. С. 340.

[7] Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели //Полис, 1996, №5. С.7.

[8] Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. С.199-200.

[9] Пелинка А. Социал-демократия в Европе. Власть без принципов или принципы без власти? //Современная социал-демократия: Теория и практика, М., 1993. С. 4.

[10] Пелинка А. Социал-демократия в Европе. Власть без принципов или принципы без власти? //Современная социал-демократия: Теория и практика, М., 1993. С. 5.

[11] Современная социал-демократия. М., 1990. С.265.

[12] Тумаринсон В.Х. Меньшевики и большевики : несостоявшийся консенсус (Опыт исторической реконструкции). М, 1996.

[13] Акимов-Махновец В. Очерк развития социал-демократии в России. Спб, 1906., Аксельрод П. Русские революционные партии с 1898 по 1903 гг.  М., 1906., Батурин Н.Н. Очерки истории социал-демократии в России. М., 1906., Булкин Ф. Рабочий класс и рабочая партия. Ч.1. Социал-демократия и рабочее движение в русской революции. Спб, 1914.. Вологдин А. Революционное движение в России. Спб, 1906., Дан Ф.И. Из истории рабочего движения и социал-демократии в России (1900-1904).  1904., Лядов М. История РСДРП. ч.1,ч.2. Спб, 1906., Общественное движение в России в начале 20 века. Т.1-4. Спб, 1909-1914., , Потресов А.Н. (Старовер) Этюды о русской интеллигенции. М., 1906., Стеклов Ю.М. Историческое подготовление социал-демократии в России. Спб, 1906.,  Цилиакус, Кони. Революционная Россия. Возникновение и развитие революционного движения в России. Спб, 1906., Эйдельман Б.Л. К истории возникновения РСДРП. //Наша страна, 1907, № 1.

[14] Лядов М. История Российской социал-демократической рабочей партии. ч.1,ч.2. Спб, 1906.

[15] См. Девятов С.В. М.Н. Лядов. Забытая биография. М., 1992.

[16] Лядов М. История Российской социал-демократической рабочей партии. ч.1,ч.2. Спб, 1906. С. 121.

[17] Аксельрод П. Русские революционные партии с 1898 по 1903 гг.  М., 1906., Дан Ф.И. Из истории рабочего движения и социал-демократии в России (1900-1904).  1904., Потресов А.Н. (Старовер) Этюды о русской интеллигенции. М., 1906.

[18] Сельский Е. По пути к свободе. Главные моменты развития социалистической мысли в России (с декабристов по наше время). М., 1907.

[19] Сельский Е. По пути к свободе.. .С. 115.

[20] Общественное движение в России в начале 20 века. Т.1-4. Спб, 1909-1914.

[21] Егоров А. Зарождение политических парий и их деятельность //Общественное движение в России в начале XX века, т.1, С-Пб.. 1909. С.405.

[22] Цит. по Ascher A. Pavel Axelrod and the development of Menshevism. Cambridge, Mass., 1972, p.211.

[23] Батурин Н.Н. Очерки истории социал-демократии в России. М., 1906, Бубнов А. Основные вопросы истории РКП. М., 1924.

[24] Невский В. Очерки по истории РКП. Т.1, М, 1924. С.599.

[25] Булкин Ф. (Семенов). Рабочий класс и рабочая партия. Ч.1. Социал-демократия и рабочее движение в русской революции. СПб., 1914.

[26] Там же. С.18.

[27] Акимов В.(В.Махновец) Материалы  для  характеристики  развития российской социал-демократической партии. Женева, 1905. С.15.

[28] Линдов Г. Краткий очерк истории Российской социал-демократической рабочей партии. Пг., 1917. С.34-35.

[29] Бубнов А.С. Основные моменты в развитии Коммунистической партии в России. М., 1921. С.24.

[30] Каменев Л.Б. Между двумя революциями. М., 1923.

[31] Зиновьев Г.Е. История РКП(б). Харьков, 1924.

[32] Попов Н.Н. Очерк истории РКП(б). М-Л, 1926. С.  .

[33] Вардин И. Краткая история партии коммунистов. М., 1920., Вардин И. Партия меньшевиков и русская революция. М., 1922.

[34] Покровский М.Н. Корни большевизма в русской почве. //РКП – вождь пролетариата, 1923. С.84.

[35] Мицкевич С.И. Русские якобинцы. М., 1923. С.16.

[36] Masaryk T.C. The Slavs after the War. //Slavonic review, London, 1922, vol.1, №1, p.12.

[37] Социалистический вестник, 1950, №11/12. С.216-217.

[38] Meyer A.G. Leninism. Cambridge, 1951, p.324.

[39] Керженцев П.М. Ленинизм: Введение в изучение ленинизма. М., 1924., Лядов М. Ленин и ленинизм. Харьков, 1924., Шелавин К. Введение в изучение ленинизма. Л., 1924.

[40] Керженцев П. Страницы истории РКП(б). Съезды и конференции партии (1898-1915). Л., 1925. С.39.

[41] Цит. по Беспалов Н.Е. Ленинское учение о партии. Историография. Киев-Донецк, 1995, 86.

[42] Непролетарские партии России: уроки истории. М., 1984.

[43] Там же. С.162-163.

[44] Там же. С.21.

[45] Там же. С.22.

[46] Волобуев О.В., Леонов М.И., Уткин А.И., Шелохаев В.В. История политических партий России 1907-1914 годов в советской историографии /Вопросы истории, 1989, №4. С.153.

[47] Иоффе Г., Тютюкин С. Меньшевики //Наука  и жизнь, 1990, № 11. С.80.

[48] Зотова З.М. Ленинская концепция пролетарской партии: идейно-теоретическая борьба в российской социал-демократии (1900 – 1904гг.). М.,1989.

[49] Федорин И.М. К вопросу создания российской социал-демократической рабочей партии. //Вопросы истории КПСС, 1991, №5. С.86.

[50] Урилов И.Х. Ю.О.Мартов. М., 1997., Тютюкин С.В. Г.В. Плеханов. Судьба русского марксиста. М., 1997., Савельев Л.Ю., Тютюкин СВ. Юлий Осипович Мартов (1783 – 1923): Человек и политик //Новая и новейшая история. 1995, № 4-5., Савельев Л.Ю. П.Б. Аксельрод: человек и политик // Новая и новейшая история, 1998, №2-3., А.Н. Потресов //Политическая история России в партиях и лицах, М., 1993.

[51] Тютюкин С.В. первая российская революция в отечественной историографии 90-х годов //Отечественная история, 1996, №4. С.75.

[52] Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксисты и русская революция. М., 1996., Тумаринсон В.Х. Меньшевики и большевики : несостоявшийся консенсус (Опыт исторической реконструкции). М., 1996.

[53] Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксисты и русская революция. М., 1996. С.234-235.

[54] Тумаринсон В.Х. Меньшевики и большевики : несостоявшийся консенсус (Опыт исторической реконструкции). М., 1996. С.140.

[55] Там же. С.147.

[56] Розенталь И.С. РСДРП: «Использование парламентаризма».//ПОЛИС, 1993, №3.

[57] Меньшевики в 1917 году. М., 1994-1996, т.1, 2, 3 ч.1., Меньшевики. Документы и материалы. 1903 – 1905 гг. М., 1996.

[58] Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994. С.111.

[59] Урилов И.Х. Ю.О.Мартов. М., 1997. С.385.

[60] Kindersley R. The first Russian Revisionists. A study of legal marxism in Russia. Oxford, 1962.

[61] Ascher A. Pavel Axelrod and the development of Menshevism. Cambridge, Mass., 1972., Baron S.H. Plekhanov: the farther of Russian marxism. Standford, 1963., Geyer D. Lenin in der russishen Sozialdemokratie. Koln-Graz, 1962., Getzler I. Martov: a political biography of a russian social democrat. London, 1967., Schneiderman J. Sergey Zubatov and the revolutionary marxism. The struggle for the working class in tsarist Russia. N.Y. and London, 1976.,  Treadgold D. Lenin and his rivals: The struggle for Russia’s future, 1898-1906. N.Y., 1953., The Mensheviks. From the revolution of 1917 to the Second World War. Chicago, 1974.

[62] Wildman A. The making of a worker’s Revolution. Russian social democracy 1891-1903. Chicago and London, Haimson L. The Russian marxists and the origin of bolshevism. Cambridge, 1955., Schwartz S.M. The russian revolution of 1905: The worker’s movement and the formation of bolshevism and menshevism. Chicago, London, 1967., The Mensheviks. From the revolution of 1917 to the Second World War. Chicago, 1974.

[63] Пайпс Р. Русская революция. М., 1994, ч.2.. С.35.

[64] Пайпс Р. Русская революция. М., 1994, ч.2.. С.26-27.

[65] Shapiro L. The Communist party of the Soviet Union. N.Y., L., 1960, p.29,39.

[66] Brovkin V.N. The mensheviks after October: Socialist opposition and the rise of bolshevic dictatorship. London, 1987.

[67] Галили З. Лидеры меньшевизма в русской революции. Социальные реалии и политическая стратегия. М., 1993.

[68] Отечественная история. 1995, №2. С.202-206.

[69] Борисова Н.А. Современная социал-демократия: теория и практика. //Вопросы истории КПСС, 1990, №10. С.150

[70] Борисова Н.А. Современная социал-демократия: теория и практика. //Вопросы истории КПСС, 1990, №10. С.152

[71] Актуальные проблемы исследования истории дооктябрьского периода. //Вопросы истории КПСС 1990, №№ 9 . С.41

[72] Коммунист. 1990. №10. с.17

[73] Политические партии и движения в России и на Западе. Процесс формирования. Методы исследования. М., 1994. С.64-68.

[74] Социальная демократия в России. Исторические аспекты. М., 1994. С.12.

[75] Зотова З.М. Социал-демократическая традиция в России //Партии, общественно-политические движения, идейные течения: история, современность, проблемы. М., 1993. С.32.

[76] Бузгалин А. В поисках социалистической альтернативы. //Свободная мысль, № 2, 1996.; Галкин А. На пороге нового старта: размышления о судьбах социалистической идеи.//Свободная мысль, 1998, №6.; Голов А. Вчера сегодня и завтра российской социал-демократии // Социал-демократия в Европе на пороге XX века, М., 1998.; Дзарасов С. Либерализм или социал-демократизм. //Свободная мысль, № 4, 1996.; Кудюкин П.М. Партии социал-демократической и социалистической ориентации в современной России //Социал-демократия в Европе на пороге XX века, М., 1998.; Лызлов В.Е. Социал-демократическая партия России (краткая история становления) //Социал-демократы в Восточной Европе. М., 1992.; Орлов Б. Беседы о социал-демократии. М., 1991.;  Румянцев О. Наш путь к социальной демократии // Социал-демократы в Восточной Европе. М., 1992.;  Медведев Р.А. Россия сегодня. Социалистический левый центр //Свободная мысль, 1994, №2-3.

[77] Соловьев А.И. Мозаичная парадигматика Российской политологии. //Полис, 1998, №4. С.6.

[78] Duverger M. Les parties politiques. Paris, 1981, p.46.

[79] Медушевский А.Н. Проблемы современной демократии. //Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997. С.22.

[80] Тумаринсон В.Х. Меньшевики и большевики : несостоявшийся консенсус (Опыт исторической реконструкции). М., 1996. С.147.

[81] Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии. Проект К. Джанды //ПОЛИС, 1993, № 1. С.97.

[82] Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997. С.35.

Hosted by uCoz